практическую
разработку. Ему принадлежит приоритет в рассмотрении
вопросов педагогики высшей школы. М. В. Ломоносов сам являлся образцом
преподавателя, был великолепным лектором, владеющим различными методами
обучения и воспитания. В этом состоит его непреходящее значение как педагога.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Пекарский П. П. История Академии наук в
Петербурге. СПб. , 1870, 1873.
2.
История АН СССР 1724 1803 Гл. ред. К. В.
Островитянов. М. ; Л: АН СССР, 1958.
3.
Бобровникова В. К. Педагогические идеи
и деятельность М. В. Ломоносова. М. : АПН СССР, 1961.
4.
Ломоносов М. В. Полное собрание
сочинений: В 11 т. Гл. ред. СИ. Вавилов. М. ; Л: АН СССР, 1950 1959,
1983.
5.
Белявский М. Т. М. В. Ломоносов и
основание Московского университета. М. : МГУ, 1955.
X. М.
В. Ломоносов
о педагогической
этике
зарабатывая вопросы образования и воспитания гимназии-
ctob, студентов, М. В. Ломоносов
пришел к выводу о том, что успех деятельности учебного заведения во многом
определяется учителями и преподавателями. Исходя из этого, он сформулировал
определенные требования к личности и работе педагогов. Как гражданин и патриот,
он настаивал, чтобы учителя были из природных россиян. Они должны иметь
солидную научную подготовку, обладать педагогическим мастерством, отличаться
ответственностью, добросовестностью, любовью к детям. В Проекте регламента
академической гимназии в 99 М. В. Ломоносов писал о нравственных
характеристиках личности педагога. Он считал, что учителям нельзя быть с
учениками гордыми, т. к. это производит к ним ненависть. Необходимо
соблюдать умеренность в отношениях: Учитель должен не токмо словами учение, но
и поступками до-
176