маю, а в Москве в
университет. Без аттестатов, удостоверяющих
действительность их знаний, никто из них не имел права заниматься учением в
частных домах или содержать частные пансионы. Лица, пригласившие к себе
учителей без соответствующего документа, должны платить штраф в размере 100
рублей, а самих учителей следовало высылать за границу. М.
В. Ломоносов, борясь
за такой указ, рекомендовал более глубоко и основательно проверять знания
претендентов на должность домашнего учителя, поскольку многие из иностранцев
ничего, кроме своего природного языка, не знали. Установленный контроль за
работой приезжих педагогов был необходим, основан на
общественных интересах и сыграл свою положительную роль. Данный указ явился
первым постановлением, имевшим целью прекратить доступ к домашнему учению
невежественным учителям из числа иностранцев.
Расширение числа
гимназистов потребовало увеличения
численности учителей. Поскольку их было недостаточно, то М. В. Ломоносов
предложил привлечь к преподаванию лучших студентов. Ректор мог для этих целей
потребовать
из Университета способного студента; в случае нужды даже гимназист старшего
класса может давать уроки в младших и средних классах, если ректор сочтет это
полезным. При этом, однако, нужно следить за тем, чтобы никому не
преграждалась дорога 1, т. 9, с. 519. В результате Семен Введенский вел
средний российский класс, т. е. уроки по русской грамматике; Иван
Прыткой нижний
российский класс, т. е. обучал чтению и письму; Игнатий Терентьев занимался
с гимназистами арифметикой.
Усилиями М. В. Ломоносова
удалось изменить состав преподавателей в гимназии, привлечь к работе в
основном русских учителей. При нем к преподавательской деятельности были
допущены Г.
В. Козицкий, И. Терентьев, Я. Кожин, Н. Герасимов, СИ. Введенский,
М. В. Студийский, М. Софронов, Б. А. Волков, И. Прыткой, И.
Ф. Шинкарев.
Следует отметить, что основной контингент молодых учителей формировался из
людей, которые позднее составили разночинную
интеллигенцию 4.