ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 182


Большое внимание М. В. Ломоносов уделил такой проблеме, как установление рабочих, деловых отношений между преподавателями, учеными. Он предложил отсечь и отбросить прочь все, что препятствует пользе и успехам наук. Этому должны способствовать научные дискуссии, выработка единых требований к студентам. М. В. Ломоносов был сторонником равноправных отношений с обучающимися.

В целом идеи М. В. Ломоносова об учителях, преподавателях высшей школы имеют ярко выраженную гуманистическую направленность.

Он поставил проблему педагогического мастерства, дал подробную характеристику искусному ритору лектору.

М. В. Ломоносов считал, что для плодотворного взаимодействия со слушателями ритору необходимо знать самого себя эмоциональное состояние, свое отношение к тому, что говоришь; знать нравы человеческие, должно самим искусством чрез рачительное наблюдение философское остроумие высмотреть, видеть состояние слушателей и понимать, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается; нужна сила красноречия, самое к возбуждению служащее действие.

Возникновение интереса к изучаемому предмету в большой степени зависит от личности лектора. По мнению М. В. Ломоносова, это должен быть добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2 ежели его народ любит за его заслуги; 3 ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен, ибо он тогда не токмо словом, но и видом и движением действовать будет; 4 ежели он знатен породою или чином; 5 с важностью знатного чина и породы купно немало помогает старость, которой честь и повелительство некоторым образом дает сама натура 1, т. 7, с. 167 168. То есть лектор должен обладать положительными нравственными качествами личности, иметь собственное убеждение, отношение к тому, что говорит, надлежащий опыт. Необходимы также артистические данные, владение словом, мимикой. М. В. Ломоносов отмечал значение умения лектора владеть своим голосом, нитона

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика