ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 183


Ией, быть остроумным. Он советовал ритору лектору знать психологические особенности аудитории: возрастные особенности слушателей; их пол, ибо мужеский пол к страстям удобнее склоняется и скорее оные оставляет, но женский пол, хотя на оные еще и скорее побуждается, однако весьма долго в них остается и с трудом оставляет 1, т. 7, с. 167 168; характер полученного воспитания, ибо кто к чему привык, от того отвратить трудно; образование людей в аудитории, ибо у людей, обученных в политике и многим знанием и искусством важных, надлежит возбуждать страсти с умеренною живности и с благочинною бодрости, предложениями важного учения исполненными; напротив того, у простаков и у грубых людей должно употреблять всю силу стремительных и огорчительных страстей, для того, что нежные и плачевные столько у них действительны, сколько лютне у медведей. М. В. Ломоносов предлагал лектору обращать внимание на тип личности человека-слушателя. Он выделил эмоциональный тип, тип практика и тип мыслителя. Надлежит высматривать склонность слушателей, чувствами ли они больше увеселяются или разумом; последних хотя и мало бывает, однако для них должно вмещать при возбуждении радости важные и ученые предложения. В рассуждении последних надобно смотреть, чем они больше увеселяются, и по тому представлять им радость о данной материи.

М. В. Ломоносов рекомендовал лектору быть гибким в ситуации, правильно воспринимать время, место и обстоятельства, в которых ему приходится выступать. Он сравнивал ритора с бойцом на поле боя: Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать, как искусный боец: умчать в то место, где не прикрыто, кому что больше нужно, пристойно и полезно.

Главной задачей лектора, по его мнению, является формирование у слушателей зрительных образов: Больше всех служат к движению и возбуждению страстей живо представленные описания, которые очень в чувства ударяют, а особливо как бы действительно в зрении изображаются. . . Искусный ритор при возбуждении и утолении страстей должен стараться, как бы подобные случая так живо слушателям в слове изобразить, чтобы они предполагаемое

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Сергей Гармаш выпрыгнул с пятого этажа ради красивого поступка
Сергей Гармаш сказал, что в таком случае он выпрыгнет из окна и к своему ужасу актриса действительно услышала топот разбегающегося человека, и звон разбитого стекла.
Татарский язык и Фаттахов. Что казанцы искали в «Яндексе»
Компания опубликовала данные о наиболее популярных запросах жителей Татарстана в поисковую систему.
В Самаре установят первый в России памятник Эльдару Рязанову
Первый в России памятник Народному артисту России, кинорежиссеру Эльдару Рязанову будет установлен в Самаре в пятницу, 27 октября.
Создатель «Лжи Матильды» нокаутировал манекен Учителя
Алиев уверен, что фильм едва ли появится на экранах, иначе начнется революция. По словам боксера, это знание ему открыл Господь.
Фильм-катастрофа «Геошторм» стал лидером российского кинопроката
Фильм-катастрофа "Геошторм", снятый сценаристом картин "День независимости" и "Годзилла" Дином Девлином, собрал за выходные 294,3 миллиона рублей, став лидером российского проката.
Песков ответил, будут ли в Кремле смотреть «Матильду»
Как ранее сообщало ИА REGNUM, фильм «Матильда» рассказывает об отношениях между известной в царской России балериной Матильдой Кшесинской и цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика