ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 183


Ией, быть остроумным. Он советовал ритору лектору знать психологические особенности аудитории: возрастные особенности слушателей; их пол, ибо мужеский пол к страстям удобнее склоняется и скорее оные оставляет, но женский пол, хотя на оные еще и скорее побуждается, однако весьма долго в них остается и с трудом оставляет 1, т. 7, с. 167 168; характер полученного воспитания, ибо кто к чему привык, от того отвратить трудно; образование людей в аудитории, ибо у людей, обученных в политике и многим знанием и искусством важных, надлежит возбуждать страсти с умеренною живности и с благочинною бодрости, предложениями важного учения исполненными; напротив того, у простаков и у грубых людей должно употреблять всю силу стремительных и огорчительных страстей, для того, что нежные и плачевные столько у них действительны, сколько лютне у медведей. М. В. Ломоносов предлагал лектору обращать внимание на тип личности человека-слушателя. Он выделил эмоциональный тип, тип практика и тип мыслителя. Надлежит высматривать склонность слушателей, чувствами ли они больше увеселяются или разумом; последних хотя и мало бывает, однако для них должно вмещать при возбуждении радости важные и ученые предложения. В рассуждении последних надобно смотреть, чем они больше увеселяются, и по тому представлять им радость о данной материи.

М. В. Ломоносов рекомендовал лектору быть гибким в ситуации, правильно воспринимать время, место и обстоятельства, в которых ему приходится выступать. Он сравнивал ритора с бойцом на поле боя: Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать, как искусный боец: умчать в то место, где не прикрыто, кому что больше нужно, пристойно и полезно.

Главной задачей лектора, по его мнению, является формирование у слушателей зрительных образов: Больше всех служат к движению и возбуждению страстей живо представленные описания, которые очень в чувства ударяют, а особливо как бы действительно в зрении изображаются. . . Искусный ритор при возбуждении и утолении страстей должен стараться, как бы подобные случая так живо слушателям в слове изобразить, чтобы они предполагаемое

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика