Ией, быть
остроумным. Он советовал ритору лектору знать психологические
особенности аудитории: возрастные особенности слушателей; их пол, ибо
мужеский пол к страстям удобнее склоняется и скорее оные оставляет, но женский
пол, хотя на оные еще и скорее побуждается, однако весьма долго в них
остается и с трудом оставляет 1, т. 7, с. 167 168; характер полученного
воспитания, ибо кто к чему привык, от того отвратить трудно; образование
людей в аудитории, ибо у людей, обученных в политике и многим знанием и
искусством важных, надлежит возбуждать страсти с умеренною живности и с
благочинною бодрости, предложениями важного учения исполненными; напротив
того, у простаков и у грубых людей должно употреблять всю силу стремительных и
огорчительных страстей, для того, что нежные и плачевные столько у них
действительны, сколько лютне у медведей. М. В. Ломоносов предлагал лектору
обращать внимание на тип личности человека-слушателя. Он выделил эмоциональный
тип, тип практика и тип мыслителя. Надлежит высматривать склонность
слушателей, чувствами ли они больше увеселяются или разумом; последних хотя и
мало бывает, однако для них должно вмещать при возбуждении радости важные и
ученые предложения. В рассуждении последних надобно смотреть, чем они больше
увеселяются, и по тому представлять им радость о данной материи.
М. В. Ломоносов
рекомендовал лектору быть гибким в ситуации,
правильно воспринимать время, место и обстоятельства, в которых ему
приходится выступать. Он сравнивал ритора с бойцом на поле боя: Итак, разумный
ритор при возбуждении страстей должен поступать, как искусный боец: умчать в
то место, где не прикрыто, кому что больше нужно, пристойно и полезно.
Главной
задачей лектора, по его мнению, является формирование у слушателей зрительных
образов: Больше всех служат к движению и возбуждению страстей живо
представленные описания, которые очень в чувства ударяют, а особливо как бы
действительно в зрении изображаются. . . Искусный ритор при возбуждении и
утолении страстей должен стараться, как бы подобные случая так живо слушателям
в слове изобразить, чтобы они предполагаемое