ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 184


дело как перед глазами ясно видели 1, т. 7, с. 169 170. Решение этой задачи до сих пор остается актуальнейшим.

Для практики ритора важным являются указания М. В. Ломоносова о снятии отрицательных эмоций, например печали. Он предлагал внушать слушателям: 1 что им за потеряние оного добра другое возвратится, равное или еще большее, 2 что от лишения оного будет им честь или вечная слава, 3 что они имеют в той печали себе товарищей, 4 что жизнь человеческая таким переменам подвержена и что большие, знатнейшие и сильнейшие то же часто претерпевают, 5 что в печали великодушие весьма похвально, 6 что печалью и сокрушением потерянного добра возвратить невозможно, 7 особливо должно ободрять надеждою. . . 1, т. 7, с. 175. В этих положениях мы встречаем элементы современной аутогенной тренировки.

Опытный лектор, как считает М. В. Ломоносов, должен возбуждать любовь к себе, другим людям и к тому предмету, о котором ведет речь. Он дал определение любви в широком смысле слова, довольно глубокое и своеобразное: Любовь есть склонность духа к другому кому, чтобы из его благополучия иметь услаждение. Сия страсть по справедливости называться может мать других страстей, ибо часто для любви веселимся, плачем, уповаем, боимся, негодуем, жалеем, стыдимся, раскаивае мся и прочая.

Любовь сильна, как молния, но без грому проницает, и самые сильные Ея удары приятны. Когда ритор сию страсть в слушателях возбудит, то уже он в прочем над ними торжествовать может 1, т. 7, с. 176. В педагогическом отношении важен нравственный аспект данного чувства, на который обращает внимание М. В. Ломоносов.

Для возбуждения любви М. В. Ломоносов предлагал внушить человеку, что он добр, честен, высоконравствен, что ритор ему подобен, склонен любить те же вещи, что и слушатель. Надо убедить каждого конкретного человека в аудитории, что он приятен в об-ходительстве и ведет себя честно, 9 что их за очи хвалит, 10 что никого не осуждает и не переговаривает, 11 что никогда не злобствует и обид, себе учиненных, не помнит, 12 что гневным уступает, 13 что удивляется знатным их делам, 14 что, в одном с ними деле

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика