Исследование
педагогической терминологии, ее состояния в Ломоносовский
период в историко-педагогической литературе не проводилось. Лишь в работе Б. Б.
Комаровского дан анализ языка педагогической науки и терминологического
творчества со времен Киевской Руси до современности. Автор раскрыл условия
развития педагогической терминологии в XVIII веке, показал некоторые группы
понятий, употребляемых в литературе того времени. Однако в книге не нашло
отражения педагогическое творчество М. В. Ломоносова.
При изучении данной
проблемы нами использовались толковые
словари XI XVII и XVIII веков, работы В. В. Виноградова, А. Н. Кожина, Ю.
С. Сорокина и др. В словарях собрано приблизительно по 60
тыс. слов, наиболее
употребляемых в русском языке исследуемого периода. Они характеризуют
социально-экономические отношения, быт, сельское хозяйство, состояние
культуры. Особый интерес у нас вызвали педагогические термины. Из всех
изданных тринадцати выпусков Словаря русского языка XI XVII вв. и трех
выпусков Словаря русского языка XVIII в. нами подготовлен каталог из 2966 слов,
включающих понятия и определения, связанные с проблемами
воспитания, обучения,
формирования различных качеств человека:
Признаки аналитических групп
каталога
Объем
каталога
Качества
воспитуемого
положит.
отрицает.
Черты, качества,
свойства воспитуемого
1585
506
1079
Черты, качества учителя, наставника
147
Методы, способы,
приемы педагогики
484
Категории,
понятия науки, культуры, языка
354
Прочее
396
Общий
словарный запас каталога
2966