ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 186


Исследование педагогической терминологии, ее состояния в Ломоносовский период в историко-педагогической литературе не проводилось. Лишь в работе Б. Б. Комаровского дан анализ языка педагогической науки и терминологического творчества со времен Киевской Руси до современности. Автор раскрыл условия развития педагогической терминологии в XVIII веке, показал некоторые группы понятий, употребляемых в литературе того времени. Однако в книге не нашло отражения педагогическое творчество М. В. Ломоносова.

При изучении данной проблемы нами использовались толковые словари XI XVII и XVIII веков, работы В. В. Виноградова, А. Н. Кожина, Ю. С. Сорокина и др. В словарях собрано приблизительно по 60 тыс. слов, наиболее употребляемых в русском языке исследуемого периода. Они характеризуют социально-экономические отношения, быт, сельское хозяйство, состояние культуры. Особый интерес у нас вызвали педагогические термины. Из всех изданных тринадцати выпусков Словаря русского языка XI XVII вв. и трех выпусков Словаря русского языка XVIII в. нами подготовлен каталог из 2966 слов, включающих понятия и определения, связанные с проблемами воспитания, обучения, формирования различных качеств человека:

 

Признаки аналитических групп каталога

Объем каталога

Качества воспитуемого

 

 

положит.

отрицает.

Черты, качества, свойства воспитуемого

1585

506

1079

Черты, качества учителя, наставника

147

 

Методы, способы, приемы педагогики

484

 

Категории, понятия науки, культуры, языка

354

 

Прочее

396

 

Общий словарный запас каталога

2966

 

 

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика