ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 187


Данные каталога использовались нами не только для сравнения, но и для установления связи научной терминологии с литературным и народным языком.

Для выявления педагогических терминов, употребляемых различными деятелями XVIII века, в том числе и М. В. Ломоносовым, мы провели контент-анализ текстов их работ. Это дало возможность не только получить сравнительный материал по данной проблеме, но и увидеть состояние, развитие педагогической терминологии в середине XVIII века, выявить факторы, повлиявшие на ее формирование. К ним относим социально-экономические преобразования Петра I, развитие культуры, усиление западноевропейского влияния в просвещении и науке, государственный интерес к образованию общества, складывание системы народного образования, расширение переводческой деятельности. Особенность русской педагогической терминологии состоит в ее народных истоках, в опоре на народную педагогику.

Академик В. В. Виноградов отмечал, что уже в начале XVIII века широкое распространение получили латинский и немецкий языки. Латинский язык был языком мировой науки и сыграл огромную роль в выработке отвлеченной научно-политической, гражданской, философской терминологии. Новый быт, расширяющееся техническое образование, смена идеологических вех все это требовало новых форм выражения. Новые интеллектуальные запросы общества удовлетворялись с помощью перевода на русский язык понятий, выработанных западноевропейскими языками, или с помощью словарных заимствований В. В. Виноградов. Процесс европеизации коснулся не только публицистической, общественно-бытовой лексики, но и научной. При этом происходило не просто заимствование понятий, а приспособление их, переосмысление, иногда смешение. Стилевые потоки в языке русской письменности были упорядочены М. В. Ломоносовым в его учении о трех стилях единого литературного языка; вследствие этого была заложена основа литературного нормированного словоупотребления в рамках триединой системы речевых средств национального языка, открыт путь в определенные кары письменности широкому потоку оби

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика