ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 188


ходно-разговорной речи, устранены устаревшие слова и грамматические формы, генетически связанные с языком церковно-книжной письменности А. Н. Кожин. Таким образом, на формирование педагогической терминологии в XVIII веке оказали влияние наличие и сочетание русского литературного языка, русского народного разговорного, церковнославянского и заимствованных иностранных терминов.

Анализ текстов по выявлению педагогической терминологии позволил нам выделить следующие ее виды: общенаучные педагогические понятия, дидактические категории, воспитательные термины, школоведческую номенклатуру Б. Б. Комаровский, а также психологические понятия. Педагогическая терминология включает в себя также названия оборудования, применяемого в учебном процессе, определение типов различных учебных заведений.

К общенаучным педагогическим терминам относятся прежде всего такие фундаментальные понятия педагогической науки, как воспитание, обучение, учение, преподавание, образование, педагогика. В первой половине XVIII века, как мы обнаружили, довольно стремительно пополнялась терминология, связанная с обучением и воспитанием. В Юности честное зерцало употреблялось понятие наущение, которое заменяло термин воспитание. Однако мыслящие педагоги понимали, что наущение свойственно и животным. Домашний учитель Г. Венский в книге Мое время писал: О отцы, матери и все вы, от коих зависят дети Войдите в подробнейшие разыскания разности между воспитанием и наущением; пекитесь ваших чад прежде воспитывать, потом научать. Уже в первой четверти XVIII века Ф. Прокопович, Ф. Салтыков, а затем и М. В. Ломоносов пользовались категорией воспитание. При этом первый русский академик употреблял также термины воспитатель, воспитывающиеся, воспитать в младенчестве, воспитание доброе. Широко понимая термин воспитание, включая в него и образование молодежи, М. В. Ломоносов считал необходимым осуществлять сознательный подход педагога к ребенку в ходе воспитания добиваться гибкости воздействия на ребенка, высказывался за управление нравами Он не просто употреблял данный термин, а дал eiviy на

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика