очное толкование. В
отличие от своих предшественников М. В. Ломоносов
пользовался им широко, хотя изредка применял слово наущение, подразумевая под
ним не воспитание, а обучение. Так, в Определении Канцелярии АН о приеме в
гимназию сыновей Г. В. Рахмана от 31 октября 1761 г. он просил определить
двух малолетних детей покойного профессора Вильгельма и Фридриха в академическую
гимназию для наущения языкам и наукам на казенном содержании 2, т. 9, с. 588,
при этом более часто использовался термин обучение, учение. Если у
Ф. Прокоповича
говорится не только об учении, а и о наставлении, изучении наук, чтобы
сформировать
просвещенного человека, то И. Посошков увеличил число подобных понятий и
употреблял не просто термин учение, а разделял его на книжное и грамматическое.
Кроме того, у него мы встретили и такие слова, как
учение, наущение, обучатся,
навыкай. Вместо преподавания он использовал термин научивши. В. Н. Татищев
также довольно часто пользовался словами обучение, обучать, учение, учиться,
наущенье. Однако не обнаружили у него употребление понятий воспитание и
преподавание,
в то время как в трудах М. В. Ломоносова широко применялись такие
термины, как
обучение, учение истинное, учить, очный
россиянин, преподавать, преподаватели,
просвещение. Ценным является то, что и В. Н. Татищев, и М. В. Ломоносов
различали понятия обучение и учение. Если первое они связывали больше с
деятельностью учителя, то второе, с добросовестным отношением детей к
познанию предметов. И в том, и в другом случае успешность обучения они видели
в образе учения приемах и методах. В. Н. Татищев писал, что есть учение
доброе и основательное, а есть и неразумное. Основу учения он видел в
основательности
знаний. Ни один из педагогов петровской и послепетровской эпохи не употреблял
термин содержание образования, хотя каждый из них занимался решением данной
проблемы.
В педагогическом
смысле понятие образование первым стал
употреблять Н. И. Новиков, но в Ломоносовский период чаще использовали в
качестве его синонима просвещение просвещенный ум, человек, юноша.