ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 189


очное толкование. В отличие от своих предшественников М. В. Ломоносов пользовался им широко, хотя изредка применял слово наущение, подразумевая под ним не воспитание, а обучение. Так, в Определении Канцелярии АН о приеме в гимназию сыновей Г. В. Рахмана от 31 октября 1761 г. он просил определить двух малолетних детей покойного профессора Вильгельма и Фридриха в академическую гимназию для наущения языкам и наукам на казенном содержании 2, т. 9, с. 588, при этом более часто использовался термин обучение, учение. Если у Ф. Прокоповича говорится не только об учении, а и о наставлении, изучении наук, чтобы сформировать просвещенного человека, то И. Посошков увеличил число подобных понятий и употреблял не просто термин учение, а разделял его на книжное и грамматическое. Кроме того, у него мы встретили и такие слова, как учение, наущение, обучатся, навыкай. Вместо преподавания он использовал термин научивши. В. Н. Татищев также довольно часто пользовался словами обучение, обучать, учение, учиться, наущенье. Однако не обнаружили у него употребление понятий воспитание и преподавание, в то время как в трудах М. В. Ломоносова широко применялись такие термины, как обучение, учение истинное, учить, очный россиянин, преподавать, преподаватели, просвещение. Ценным является то, что и В. Н. Татищев, и М. В. Ломоносов различали понятия обучение и учение. Если первое они связывали больше с деятельностью учителя, то второе, с добросовестным отношением детей к познанию предметов. И в том, и в другом случае успешность обучения они видели в образе учения приемах и методах. В. Н. Татищев писал, что есть учение доброе и основательное, а есть и неразумное. Основу учения он видел в основательности знаний. Ни один из педагогов петровской и послепетровской эпохи не употреблял термин содержание образования, хотя каждый из них занимался решением данной проблемы.

В педагогическом смысле понятие образование первым стал употреблять Н. И. Новиков, но в Ломоносовский период чаще использовали в качестве его синонима просвещение просвещенный ум, человек, юноша.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика