ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 190


Довольно часто применялось слово науки. Как В. Н. Татищев, так и М. В. Ломоносов ратовали за произвождение, размножение, совершение исследование наук, поиск новых отраслей научного знания.

В педагогических произведениях Ломоносовского периода отсутствует термин педагогика, хотя он употреблялся в западноевропейской литературе, прежде всего Я. А. Коменским и немецкими учеными. Лишь в Проекте регламента академической гимназии 1758 г. М. В. Ломоносов предлагал учредить при гимназии по образцу некоторых государств педагогию для знатных дворян 2, т. 9, с. 521, под которой он понимал пансион. Вероятно, на него оказывало влияние действовавшее в Германии подобное учреждение Франка 3.

Хотя М. В. Ломоносов не употребил в своих сочинениях термин педагогика, однако у него есть выражение педагогические расходы, под которыми он имел в виду деятельность учителей по обучению детей. Ученый не пользовался и таким словом, как педагог, заменяя его воспитателем, учителем, преподавателем, ритором, лектором, профессором. В толковых Словарях русского языка 4 находим наиболее употребляемые термины, которыми обозначались педагоги в конце XVII знач.. XVIII в. : дидаскал учитель, наставник, дидаскальство наставничество, учительство, кормительство управление, руководство, наставление, лжеучитель лживый, мнимый учитель, любословец тот, кто любит науки, ученый, магистр учитель, наставник, мастер учитель, наставник учитель, руководитель, научитесь тот, кто научает, прививает навык к чему-либо, начальник наставник, учитель, облучатель учитель, наставник, оратор. Термин педагог в них не зафиксирован. Вероятно, в этом не было необходимости, поскольку набор слов в русском языке для обозначения учителя был достаточно широк.

Среди дидактических терминов выделяется группа понятий, которыми обозначались названия учебных предметов. Уже в указах Петра I были выделены гуманитарные и естественные науки. Первые включали в себя родной язык, грамматику, риторику, иностранные языки французский, немецкий, латинский, историю

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика