продерзливость
резвость
чрезвычайная
ревность
скупость
сварливость
самохвальство
слабость
упрямство хитрость
простосердечие
постоянство
послушание
правдивость
счастье
смелость
стыдливость
скромность
совестливость
шаловливость
ярость
терпение трудолюбие усердие ум
честь
щедрота
Термины, используемые М. В. Ломоносовым, во многом созвучны
с теми, что употреблялись в литературном языке, народной речи. Например, в
XVIII
веке, судя по толковым словарям, ценились такие качества, как
безукоризненность, безленостность, бесстрастность, благосклонность, благодар
ность,
благодетельность, благодушие, бесхитростность, вежливость, верность и т. д.
Среди отрицательных черт назывались легкомыслие, неблагодарность, праздность,
жестокость, сварливость, леность, безбожие, враждолюбие, злобность, ковар
ство,
невоздержанность, грубость, невежество и т.
д.
Превышение
отрицательных качеств над положительными, вероятнее всего, свидетельствует о
стремлении взрослых предупредить формирование нежелательных сторон личности в
молодом возрасте. В этом проявилась народная мудрость, основанная на
терпеливости воспитания.
В работах М.
В. Ломоносова выявлены термины, которыми он
обозначил методы воспитания. Ученый предлагал
использовать наблюдение за поведением молодых людей, вовлечение их в
многоплановое
общение, наставление на добрые дела, похвалу и одобрение хорошему
поступку, награждение
за заслуги. Вместе с тем среди методов наказания М. В. Ломоносов выделял
внушение, выговор,