ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 193


продерзливость

резвость чрезвычайная

ревность

скупость

сварливость

самохвальство

слабость

упрямство хитрость простосердечие

постоянство

послушание правдивость

счастье

смелость

стыдливость скромность

совестливость

шаловливость

ярость

терпение трудолюбие усердие ум

честь

щедрота

 

Термины, используемые М. В. Ломоносовым, во многом созвучны с теми, что употреблялись в литературном языке, народной речи. Например, в XVIII веке, судя по толковым словарям, ценились такие качества, как безукоризненность, безленостность, бесстрастность, благосклонность, благодар ность, благодетельность, благодушие, бесхитростность, вежливость, верность и т. д. Среди отрицательных черт назывались легкомыслие, неблагодарность, праздность, жестокость, сварливость, леность, безбожие, враждолюбие, злобность, ковар ство, невоздержанность, грубость, невежество и т.

д.

Превышение отрицательных качеств над положительными, вероятнее всего, свидетельствует о стремлении взрослых предупредить формирование нежелательных сторон личности в молодом возрасте. В этом проявилась народная мудрость, основанная на терпеливости воспитания.

В работах М. В. Ломоносова выявлены термины, которыми он обозначил методы воспитания. Ученый предлагал использовать наблюдение за поведением молодых людей, вовлечение их в многоплановое общение, наставление на добрые дела, похвалу и одобрение хорошему поступку, награждение за заслуги. Вместе с тем среди методов наказания М. В. Ломоносов выделял внушение, выговор,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика