ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 194


запрещение, принуждение, физическое наказание, исключение из гимназии и т. п. Он ориентировал учителя на развитие положительных начал в ребенке, отрицал насилие над ним, предлагал воздействовать на детское сознание, чаще прибегать к поощрению.

Педагогическая терминология М. В. Ломоносова включает в себя и школоведчеекие термины, которыми обозначены различные научные и учебные заведения академия, университет, институт, гимназия, училище, школы нижние, школа русская, школа латинская, школы Спасские, семинария. Кроме того, он пользовался такими словами, как факультет, баллотироваться, диплом, диссертация, ректор, проректор, вице- президент, адъюнкт, магистр, вакансии, директор, академик, члены Академии наук, инспектор гимназии, куратор университета: и т. п. Многие из них встречаются в уставах западноевропейских университетов и гимназий.

М. В. Ломоносов в своих работах использовал также понятия, обозначающие школьное оборудование: книги, тетради, перья, циркуль, лаборатория, доска, звонок.

На наш взгляд, важно обращение М. В. Ломоносова не только к педагогической, но и психологической терминологии. В этом также проявилось новаторство ученого, рассматривавшего человека как единое целое. Для обозначения возраста детей он применял следующие слова: малолетство, младенчество, возраст нежный, ребенок, дети, молодые люди, молодежь студенческая, учащаяся молодежь, подросток, юноша юность, юные дворяне, юношество. Кроме того, М. В. Ломоносов выделил термин пол ребенка, но нигде не употребил слова мальчики и девочки. Предполагаем, что он выступал за совместное их обучение, считал это само собой разумеющимся. В противном случае М. В. Ломоносов в проектах регламентов должен был оговориться по данному вопросу, но этого он не сделал. В отличие от Ф. Прокоповича, Ф. Салтыкова, И. Посошков он редко прибегает к слову отрок. В работах его предшественников можно выделить употребление понятия младой отрок, отрочество, младенчество, молодое дите у Ф. Салтыкова дат. Это показывает, что М. В. Ломоносов владел широким набором педагогичен

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Билеты на «Нуреева» вызвали ажиотаж
Первая партия билетов на премьеру балета "Нуреев" в Большом театре вызвала настоящий ажиотаж.
В Петербурге вручили премию имени Луначарского
На церемонии закрытия VI Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялось награждение лауреатов премии имени Луначарского.
Полиция квалифицировала срыв концерта Райкина в Одессе как хулиганство
После срыва концерта российского актера Константина Райкина в Одессе проводится доследственная проверка.
Юная железноводчанка Арина Перелыгина выступит в проекте «Голос. Дети»
Участие в шоу «Голос» юная певица назвала заветной мечтой. Уже выбраны композиция и наряд, в котором конкурсантка выйдет на сцену.
Павел Иванов прошёл в четвертый этап проекта «Голос»
Вечером пятницы, 17 ноября, на Первом канале рыбинец Павел Иванов прошел в следующий этап проекта «Голос».
Эльдару Рязанову сегодня исполнилось бы 90 лет
Режиссёру Эльдару Рязанову, фильмы которого стали классикой отечественного кинематографа, сегодня исполнилось бы 90 лет.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика