сикх терминов, его
речь была значительно богаче, чем у
других, причастных к образованию и воспитанию людей.
Ученый довольно
часто использовал обширный набор таких психологических понятий, как
ощущения, обоняние, осязание, вкушение,
познание, развитие, воля, внимание, память, чувство, мышление, душа, ду
шевные
дарования, возбуждение и утоление страстей, природная острота, способности и
т. д. Это свидетельствует о его стремлении всесторонне изучать природные
задатки детей. Он даже употребил словосочетание особенности класса, понимая
под этим не только возрастные, но и природные различия молодых
людей, обучающихся
вместе. Из работ Д. Локка использовались такие термины, как
ассоциация, воспитание
воли и характера, индивидуальные, половые особенности; у Я. А. Коменского
взяты понятия о возрастных интересах, особенностях, психологических функциях,
методах изучения ребенка. Применение психологических данных и выражений в
педагогике привело впоследствии к рождению новой науки педагогической
психологии.
Таким
образом, М. В. Ломоносов заложил основы научной педагогической
терминологии. В
этом проявились понимание им сути педагогических явлений, богатый опыт
литератора, языковеда. Развитие и обогащение педагогической терминологии
происходило
прежде всего через использование понятий народной педагогики.
Часть
терминов в русской педагогике заимствована из трудов Я.
А. Коменского, Д. Локка,
Ж. Ж. Руссо. Термины концентрации преподавания, законы, принципы и правила
дидактики, критика догматизма, вербализм в обучении заимствованы из
педагогики Коменского; соотношение логического и исторического, методы
научного
исследования из педагогики Локка; естественное состояние, свободное
воспитание, риск в воспитании, люди и вещи как факторы воспитания, сенсорно-
моторное
воспитание, принципы развития и свободы, индивидуальное воспитание из
трактата Руссо Эмиль, или О воспитании 1, с. 88-89.
М. В. Ломоносов
стремился к уничтожению многозначности педагогических терминов. Он, как
истинный ученый, выступил сторонником четкого обозначения любого понятия и
выделил мне