ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бурные социально-
экономические преобразования эпохи
Просвещения способствовали тому, что гражданское общество XVIII века совершило
гигантские шаги к своей зрелости. Изменения в экономике стимулировали
появление новой культуры культуры Просвещения, характерной чертой которой был
гуманизм. Упорядочение и систематизация бесчисленного хаотичного познания
привели к рождению науки. Знания стали связываться с философией и
практикой, что
позволило обосновать философские основы мирового просветительства и обратиться
к проблемам человека в обществе. Этого требовала новая социально-экономическая
и историко-культурная ситуация в мире. Возникла потребность в новом типе
человека, способного решать проблемы общества. Для этого необходимо было
разработать
новую теорию и практику воспитания, образования молодежи. К началу XVIII века
развитие педагогических знаний в странах Западной Европы стимулировалось
совершенствованием
школьного дела, университетского образования. К этому времени ведущим стал
философский факультет; были внесены изменения в методы академического
преподавания вместо толкования текстов внедрялись курсы лекций, систематически
излагающие науку, широко распространились научные
диспуты, семинары, приучавшие
к исследованиям, и т. д. ; в преподавании преобладал родной язык, латынь
применялась в филологических курсах и богословии; занятия классической
древностью перестали ставить своей целью подражательное творчество, античный
мир начал изучаться с точки зрения новогуманизма, проникновения в дух
древности ради гуманитарного образования; произошло официальное признание
принципа свободы исследования и преподавания.
Отличие
подходов определялось тем, что в эпоху Просвещения проявилось стремление
ведущих стран раскрыть свой национальный характер, его отличия, национальные
оттенки. Для данного периода эти идеи были прогрессивны, поскольку
способствовали росту национального самосознания, осознанию
культурно-национальной специфики.