ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 199


разевании. Наше исследование показало, что системообразующими элементами педагогической теории ученого являются такие принципы, как естественнонаучный подход к пониманию сущности педагогических явлений, гуманизм, демократизм, народность. Всю мощь своего таланта он отдавал развитию отечественной науки, просвещения и был сторонником широкого распространения образования, научных знаний во всех слоях русского общества. М. В. Ломоносов разработал программу развития высшей и средней школы. Он боролся за светскость образования, за создание единой бессословной системы обучения, которая была бы доступна всем. Русской школе М. В. Ломоносов принес огромную пользу как автор чрезвычайно ценных, широко распространенных учебников по грамматике, истории, естествознанию.

М. В. Ломоносов уделял внимание разработке педагогической терминологии на научной основе. Он обогатил понятийный аппарат педагогики, используя не только общепедагогические, но и дидактические, психологические и школоведческие понятия. Сам термин педагогика был введен в научный аппарат в середине XVIII века.

М. В. Ломоносов воспитал целую плеяду учеников, которые образовали прогрессивное течение в русской науке вообще и в педагогике в частности. Особенно ярко их деятельность проявилась в Московском университете.

Таким образом, осмысление Ломоносовского периода в истории русской педагогики показывает, что основы отечественной научной педагогики заложил первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов. Его идеи, практическая научная и преподавательская деятельность представляют собой самобытную педагогическую теорию, основанную на естественнонаучном восприятии человека, развивающую прогрессивные начала в русской и мировой науке. Ломоносовский период появился в силу объективных обстоятельств социально-экономического и культурного развития страны в петровскую и послепетровскую эпохи. В нем обнаружился новый уровень интеграции разных культур русской народной и западной, появилось новое качество педагогических идей, идущее от Цее

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика