и больших
злоключений причиною бывает. Для сего вредное приумножению
и сохранению народа неравенство супружества запретить и в умеренные пределы
включить должно. По моему мнению, невеста жениха не должна быть старее разве
только двумя годами, а жених старее может быть 15 летами. Сие для того, что
женщины скорее старятся, нежели мужчины, а особливо от частой
беременности. Женщины
родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию
способны. Всего
сходне, ежели муж жены старее от 7 до 10 лет. Хотя ж по деревням и показывают
причины, что женят малых ребят для работниц, однако все пустошь, затем что
ежели кто семью малую, а много пашен или скота имеет, тот найму
работников, прими
третыциков или половинщиков, или продай излишнее другому.
2
Неравному
супружеству много подобно несильное, ибо где любви
нет, ненадежно и плодородие. Несогласия, споры и драки вредят плоду зачатому
и нередко бывают причиною безвременному и незрелому рождению. Для того должно
венчающим священника накрепко подтвердить, чтоб они, услышав где о невольном
сочетании, оного не допускали и не венчали под опасением лишения чина, жениха
бы и невесту не тогда только для виду спрашивали, когда они уже приведены в
церковь к венчанию, но несколько прежде.
3
Хотя больше одной
жены вдруг иметь в нашем законе не позволяется,
однако четвертая после третьей смерти в наших узаконениях не заказана, кроме
того, что некто Арменопул, судья солун-ский, заказал
приватно, положись, как
уповаю, на слова Назианзи-новы: Первый брак закон, второй прощение, третий
пребеззако-ние.
Но сие никакими соборными узаконениями не утверждено, затем что он сие сказал
как оратор, как проповедник, а не как зако-нодавец, и, невзирая на слова
великого сего святителя, церковь святая третий брак благословляет, а
четвертого запрещение пришло к нам из Солуня, а не от вселенских соборов или
монашеских
и общенародных узаконений. Сие обыкновение много воспрещает на