много есть излишества, особливо в Малороссии и при
синодальных школах. Взгляды, уборы, обходительства, роскоши и прочие
поступки
везде показывают, что монашество в молодости не что иное есть, как черным
платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению
человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубийствах, когда
законопреступление
закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до
50, а женщинам до 45 лет.
5
Вышеописанное
касалось больше до обильнейшего плодородия
родящих; следующее надлежит особливо до сохранения рожденных. Хотя
запрещением неравного и несильного супружества, позволением четвертого и
пятого брака, разрешением к супружеству вдовых попов и дьяконов и непозволением
до указанных лет принятия монашеского чина несомненно воспоследовать может
знатное приумножение народа и не столько будет
беззаконнорожденных, следовательно,
и меньше детского душегубства, однако по разным случаям и по слабости
человеческого сложения быть тому невозможно, чтобы непозволенным сластолюбием
или и насильст-вом обретенная женщина, не хотя быть обесславлена, не искала
бы способов утаить своего беззакония и несчастия, отчего иногда в отчаянии
матери детей своих убивают. Для избежание столь ужасного злодейства и для
сохранения жизни неповинных младенцев надобно бы учредить нарочные богаделенные
Домы для невозбранного зазорных детей приему, где богаделенные старушки могли
б за ними ходить вместо матерей или бабок, но о сем особливо, в письме о
исправлении
и размножении ремесленных дел и художеств.
6
Следуют сему
младенческие болезни, изнуряющие и в смертные
челюсти повергающие начинающуюся жизнь человеческую, из которых первое и всех
лютейшее мучение есть самое рождение. Страждет младенец не менее матери, и
тем только разнится их томление, что мать оное помнит, не помнит
младенец. Коль
же оно велико, изъявляет Давид-пророк, ибо, хотя изобразить ужасные врагов
своих скорби, говорит: Таимо болезни яко рождающая сиречь