ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 259


мой силой воли, с широкоохватывающим умом и внимательной заботой о нуждах своей земли.

Ломоносов не окончил своей поэмы; он написал только две Ея песни, как раз столько, сколько нужно было для изображения Петра на Севере или вернее для изображения Севера в делах Петра.

10 Б. Н. Меншуткин. Жизнеописание М. В. Ломоносова.

259


Другою областью, в которой проявился дух Ломоносова, была наука. В этой сфере деятельность Михаила Васильевича в обществе известна мало и, во всяком случае, меньше, чем в сфере поэзии и языка. Но справедливость требует сказать, что научная занятия Ломоносова по химии и астрономии, по степени своего значения не уступают его работам над русским словом, так как они составляют открытия, лично им вносимый в мировую науку. Химические опыты Лавуазье над явлениями горения получили всемирную известность, об открытиях же Ломоносова, который предупредил французского ученого в той же области на 17 лет, никто не знает. Открытие газообразной атмосферы вокруг Венеры приписывают ученым Штекеру и Гершелю, но каким запоздалым является это открытие после того, как оно на тридцать лет раньше было сделано нашим ученым. 26 мая 1761 года должно было произойти редкое астрономическое явление прохождение Венеры через диск солнца. Ломоносов наблюдал его в Петербурге с 4 до 10 часов утра. Десятки астрономов10, говорит биограф Ломоносова, наблюдали это прохождение; все видели одно и то же, но только один Ломоносов сделал на основании своих наблюдений, совершенно правильное заключение, что планета Венера окружена большою газообразною атмосферою, может быть, большею, чем земля. Хотя он и опубликовал это заключение, но подобно всем его научным открытиям, оно прошло незамеченным. Довольно этих указаний, чтобы признать все значение авторитета Ломоносова в области точных наук. Науку он вносит в поэзию и рассуждениями о Ея значении уделяет значительное место в ряду патетических строк своих возвышенных од. Характер науки у него преимущественно реальный; он говорит о прикладных знаниях, его главнейшая темы: разработка богатств ископаемого царства, приложение кратчайших путей в далекая

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика