ФЕУКЕУbutorina-period

 

Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Буторина Т.С.
Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
стр. 265


ред. собою в числе неприятелей, как он выражался, наук Российских.

В кратком очерке мы обозрели поэтическую и ученую деятельность Ломоносова, придерживаясь исключительно того, что, так или иначе, связывалось с природою Русского Севера. Мы оставляем в стороне исторические труды его, так как эта область его деятельности не заключает в себе чего-либо оригинального. Главнейшая положения его в этой области сводятся к следующему: он признает доисторическую древность славянского племени, полагая, что и прежде Троянской войны, и после оной предки Славянских народов на вечерние и полуночная страны переселялись и размножались; считает, что немалое число Чудского поколения соединилось с племенем Славянским и участие имеет в составлении Российского народа, вследствие чего многая села, реки, города и целая области, особенно в северном крае, остались под чудскими названиями, равно, как немалое число чудских слов сохранилось и в русском языке. Хотя значение Ломоносова по отношению к Русскому Северу есть, конечно, значение частичное, ибо гений этого человека охватывал интересы всей России, во всех областях Ея государственной жизни, тем не менее, мы должны признать, что Русский Север входит видно частью в поэзию и науку Ломоносова. Он ближе к нему, как священное место Родины, как источник поэтического вдохновения и как предмет его научных размышлений. Мы любуемся его Северным Сиянием, мы видим перед собою во весь рост фигуру его Северного героя, мы наблюдаем его в проекте и в составлении его плана Северного пути в богатую Индию, вместе с ним останавливаемся перед природными богатствами северного края, видим, как он в Академии производит опыты над водою, привезенною из Северного океана.

Итак, везде Север, Север от просвещенного Петербурга до неграмотной в то время деревни Денисовки.

На высоте своей учености и общественного положения Ломоносов не забывал родного Севера и в личных отношениях к тем, с кем был связан землячеством или родственными узами. Он с необыкновенною любезностью и простотою принимал у себя в Петер

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика