заочных картин в России. Решением
этой задачи и занялся он во вновь отстроенной лаборатории. При этом, как- и
всегда, выбранное Ломоносовым решение было оригинально. Он решает заменить
цветные камни, из которых складывались итальянские картины, специально
приготовленными цветными стеклами.
При разработке
способов
производства подобных стекол физико-химические проблемы переплетались с чисто
художественными задачами получения необходимых для живописи оттенков. Такая
сложная задача была по душе Ломоносову. Хотелось ему также доказать, что
химические
эксперименты к приращению художеств весьма нужны и полезны.
Поэтому он со
всей душой
берется за дело и скоро достигает такого совершенства в приготовлении и
шлифовке цветных стекол, что уже в 1752 году собственноручно изготовляет
большую
мозаичную картину. Успех окрылил Ломоносова. Чувствуя, что помещение
лаборатории не пригодно для массового производства цветных стекол, он начинает
настойчиво хлопотать об организации специальной фабрики, на которой могли бы
изготовляться стеклянные украшения и изделия из цветного стекла:
бисер, стеклярус
и т. п. Благодаря исключительной энергии Ломоносов получает для организации
фабрики поместье в Усть-Рудицах, в 64 верстах от Петербурга.
Лично сам конструируя необходимые
машины и наблюдая за
их выполнением, Ломоносов вскоре пускает фабрику в ход. Фабрика много
способствовала производству мозаичных картин. В 1756 году Ломоносов
преподнес