Материальным считал Ломоносов и
восприятие нами окружающего мира. Не наше сознание творит окружающий мир, как
думали философы-идеалисты, а именно существующие независимо от нас
материальные предметы, действуя на наши органы чувств, вызывают
ощущения, которые
сознание человека превращает в представление о мире.
Вот, например, как
представлял Ломоносов возникновение вкуса и обоняния: Кислая материя, в нервах
языка содержащаяся, с положенными на язык кислыми частицами сцепляется, i
перемену движения производит и
в мозге оную представляет. Здесь мы видим, что исходным, первичным является
материальный предмет, вещь, и уже вторичным определенное
представление, идея.
Та же мысль еще
более ясно
звучит в Ломоносовском определении идеи. Идеями, читаем мы, называются
представления вещей или действий в уме нашем; например, мы имеем идею о часах,
когда их самих или вид их без них в уме изображаем.
Правильное
материалистическое
понимание взаимоотношений между окружающим нас миром и нашим сознанием дало
возможность Ломоносову формулировать замечательное правило для познания
природы: Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения,
есть лучший всех способ к изысканию правды.
Во времена
Ломоносова
материалистические взгляды разделялись многими прогрессивными учеными. Однако
историческая ограниченность, всегда свойственная науке, приводила
современников
Ломоносова к признанию механистичсско-