ее
стороною. Принадлежа всему
человечеству, Ломоносов был и остается сыном своего времени, которое по
глубине и существенности исторических переворотов отдаленно напоминает
наше. Понять
Ломоносова в его времени вот главная задача книги, ибо это означает глубже
понять современные социальные и культурные процессы, уходящие своими корнями в
тот перевернутый пласт нашей истории, возделывать который пришлось Ломоносову.
Столетьем безумным
и мудрым
назвал XVIII век А. Н. Радищев. Жизнь огромной страны, выведенной
петровскими реформами из состояния равновесия, отличалась в это время какою-то
всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного-двух поколений
родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Отныне не
порода, не титлы в первую очередь, а заслуги перед страной, реальная польза,
приносимая на общественный алтарь отдельной личностью, определяли ее ценность.
Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в
государстве. Стремительно рушились старые привилегии боярства и
духовенства. Стремительным
было возвышение дворян, служилых людей. Стремительно разворачивали свою
деятельность промышленники, купцы и иные предприниматели. И не менее
стремительно росло недовольство крепостных, чьим трудом и оплачивался этот
общегосударственный энтузиазм.
Человек, который придал
России это стремительное ускорение, сам был весь порыв, весь
движение. Уверовав
в то, что страна уже не может жить прежними идеалами, в прежнем ритме, он
торопил время. Его революционная голова Пушкин работала над скорейшим, по
возможности немедленным, претворением в жизнь всех замыслов, которые
проносились в ней сумасшедшей вереницей.
Грандиозные
начинания Петра I:
новая армия, впервые созданный флот, новая столица, организация светских
учебных заведений Инженерная, Навигацкая, Артиллерийская и Хирургическая
школы, горные школы в Карелии и на Урале, введение нового
календаря, гражданского
шрифта, развитие издательского дела, появление первой газеты, первого музея,
учреждение Морской академии, основание Академии наук все это в соединении с
такими государственными актами, как упразднение патриаршества и установление
коллегиального управления в церкви Синод под эгидою царской власти, явилось
зримым воплощением глубокого духовного перелома, пережитого Россией в самом
начале столетия. И все это было впервые, внове.
Россия вошла в
Европу, писал
Пушкин, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны,
предпринятые Петром Великим, были благодетельно и плодотворны. Успех
народного образования был следствием Полтавской битвы, и европейское
просвещение причалило к берегам завоеванной Невы.
Петр не успел довершить
многое, начатое им. Он умер
в поре мужества, во всей силе творческой своей деятельности. Он бросил па
словесность взор рассеянный, но проницательный. Он возвысил Феофана, ободрил
Копиевича, невзлюбил Татищева за легкомыслие и вольнодумство, угадал в бедном
школьнике вечного труженика Третьяковского. Семена были посеяны. Сын
молдавского господаря воспитывался в его походах; а сын холмогорского
рыбака, убежав
от берегов Белого моря, стучался у ворот Заиконоспасского училища. Новая
словесность, плод новообразованного общества, скоро должна была родиться.
Личные судьбы
людей
развивались так же стремительно, как и судьба всей страны. Повороты были
неожиданны, падения жестоки, взлеты захватывающе высоки.
Феофан
Прокопович, сын
мелкого киевского торговца, проходит выучку сначала в Киево-Могилянской
академии, затем переходит в католичество и продолжает свое образование в
Польше, после чего отправляется в Рим, где в католической коллегии святого
Афанасия наряду с теологией серьезно изучает философию и античную
литературу, наконец,
возвращается в Киев, вновь принимает православие и ведет занятия в той же
академии, в которой когда-то начинал сам. Здесь в 1706 году на него обращает
внимание Петр I и некоторое время спустя вызывает его в Петербург. Феофан
становится вице-президентом