В пользу этого
заключения
говорит и характер современного культурного развития, в ходе которого все
большим и большим числом людей осознается насущная необходимость целостного
подхода как к наследию прошлого, так и к духовным процессам настоящего, то
есть все очевиднее становится неразрывная связь всех видов человеческой
деятельности и культуры С. И. Вавилов.
Вот почему опыт Ломоносова его
жизнь и борьба, его литературное, философское, естественнонаучное
наследие обладает
для нас не только исторической, но и вполне актуальной ценностью.
И вот тут
приходится с
сожалением констатировать, что нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен.
Он даже не прочитан как следует. Если говорить о писателях и филологах, то
они, за немногими исключениями, обращаясь к поэтическому наследию Ломоносова,
несмотря на то, что отдают должное его выдающемуся историко-литературному
значению, в глубине души все-таки не считают его поэтом Ну, как же Писал-то
по должности. Что же касается естествоиспытателей, то иные из них, читая
Ломоносова, не могут преодолеть в себе отрицательных эмоций, связанных с
самим этим именем, памятуя о том времени, когда палачи науки громили им
космополитов,
забывая о том, что Ломоносов не может отвечать за это. Ко всему этому надо
добавить, что как раз когда установилось затишье касательно Ломоносова, оно
установилось и по отношению к истории русской культуры вообще: люди
пробавлялись в основном теми сведениями, которые поставляла им низкопробная
историческая беллетристика, воспитывавшая вульгарный интерес к прошлому как к
чему-то экзотическому. На этом фоне легко восстанавливается примерный образ
Ломоносова, который мог возникнуть в сознании непосвященного человека: вышел
из низов, очень талантливый я очень русский, пришел с обозом в Москву
выучился немцы не давали ему хода он их бил по физиономиям они в отместку
замалчивали его открытия, он писал в целях самозащиты хвалебные оды Елизавете,
высоко поднялся но немцы его все-таки задушили Все вроде бы так И вместе с тем
все ложь
Таковы в общих чертах
помехи, препятствующие сейчас
соответственному осмыслению Ломоносова. С их учетом и писалась эта
книга. Ломоносов
из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в столетие
или раз в тысячелетие, а вообще один только раз . Появляются, чтобы показать
соотечественникам, что кроется в каждом из них, но и подавляется чуть ли не
каждым из них. Судьба Ломоносова вместила в себя семь веков, которые были до
него, и почти три века, которые были после. Читать Ломоносова и писать о
Ломоносове надо, в сущности, с одной целью чтобы разобраться в самих себе.
Вот почему в этой
книге наряду
с повествованием о его жизни и о его времени много места занимают размышления
над страницами Ломоносовских произведений. И пусть они станут приглашением
читателю к совместному, как говорил Ломоносов, соисканию истины. Во-
первых, это
необходимо и полезно, а во-вторых, как говорил А. С. Пушкин, следовать за
мыслями великого человека есть наука самая занимательная.