только
властно зовет в неведомое. И се природа твое торжество, писал Радищев в Слове
о Ломоносове. Алчное любопытство, вселенное тобою в души ваши, стремится к
познанию вещей; а кипящее сердце славолюбием не может терпеть пут, его
стесняющих. Ревет оно, клокочет, стонет и, махом прерывая узы, летит
стремглав. . . к предлогу своему. Так оно и было: клокочущее сердце
Ломоносова стремглав летело к своей цели.
Глава II
В начале жизни
школу помню я. .
. А. С. Пушкин
1
Славяно-греко-латинская
академия или Спасские школы, или Заиконоспасское училище, куда устремился
Ломоносов, была учреждена в 1687 году. Ее основатели, греки братья
Лихулы, были
весьма образованными людьми: прежде чем попасть в Москву, они учились сначала
в Венеции, затем в Падуанском университете. Иоанникий Лиху вел в академии
физику, Софоний физику и логику. Основою их физического и логического курсов
являлась система Аристотеля. Много внимания уделялось изучению трудов
выдающихся византийских философов Василия Великого IV в. и Иоанна Дамаскина
VIII
в. . Произведения этих писателей, в которых на основе оригинального
толкования главных философских положений Аристотеля выдвигалась их собственная
трактовка мира, как пишет один из советских биографов Ломоносова, открывали
больше
простора для размышления и поэтического обращения к природе, чем средневековая
западная схоластика. Впоследствии Ломоносов в своих научных работах
неоднократно и всегда с уважением отзывался о Василии Великом и Иоанне
Дамаскине.
Лихулы были яркими
представителями греческого направления в культуре Московской Руси ее последнего
периода, накануне петровских преобразований. Для этого направления характерно
пристальное внимание к проблемам философии, истории и природоведения в
отличие от латинского, тяготевшего в основном к риторике и
стихотворству. Плодотворное
противоборство этих направлений составляло примечательную особенность
московской культурной жизни конца XVII века. Коснулось оно и Спасских
школ, когда
в 1701 году по указанию Петра I в них было введено преподавание латыни.
В Славяно-греко-латинской академии по
примеру
созданного ранее Киево-Могилянского коллегиума было восемь классов: четыре
низших, в которых учащиеся усваивали чтение и письмо по-старославянски и
по-латыни, основы географии, истории, арифметики, а также катехизис; два
средних, где изучались приемы стихосложения и красноречия, причем на этом
этапе ученики уже должны были свободно изъясняться на латинском
языке; и, наконец,
два высших класса, отведенных для прохождения главных предметов, каковыми
являлись философия и богословие.
На двух последних
курсах
ученики уже считались студентами и по окончании их выходили из академии со
свидетельствами ученых богословов и становились священниками, учителями в
светских учебных заведениях число которых резко возросло при
Петре, государственными
служащими. Для того чтобы закончить полный курс академии, требовалось не
менее десяти, а кое-кому лет двенадцать или тринадцать.
Сюда-то по своей и
Божьей воле
пришел в конце января 1731 года с намерением всенепременно попасть в число
учеников Михайло Ломоносов этот юноша, гоняющийся за видом учения везде, где
казалось быть его хранилище Радищев.
В беседе с
архимандритом Заиконоспасского монастыря Германом он назвался