lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 19


только властно зовет в неведомое. И се природа твое торжество, писал Радищев в Слове о Ломоносове. Алчное любопытство, вселенное тобою в души ваши, стремится к познанию вещей; а кипящее сердце славолюбием не может терпеть пут, его стесняющих. Ревет оно, клокочет, стонет и, махом прерывая узы, летит стремглав. . . к предлогу своему. Так оно и было: клокочущее сердце Ломоносова стремглав летело к своей цели.

 

 

Глава II

 

В начале жизни школу помню я. . . А. С. Пушкин

 

1

 

Славяно-греко-латинская академия или Спасские школы, или Заиконоспасское училище, куда устремился Ломоносов, была учреждена в 1687 году. Ее основатели, греки братья Лихулы, были весьма образованными людьми: прежде чем попасть в Москву, они учились сначала в Венеции, затем в Падуанском университете. Иоанникий Лиху вел в академии физику, Софоний физику и логику. Основою их физического и логического курсов являлась система Аристотеля. Много внимания уделялось изучению трудов выдающихся византийских философов Василия Великого IV в. и Иоанна Дамаскина VIII в. . Произведения этих писателей, в которых на основе оригинального толкования главных философских положений Аристотеля выдвигалась их собственная трактовка мира, как пишет один из советских биографов Ломоносова, открывали больше простора для размышления и поэтического обращения к природе, чем средневековая западная схоластика. Впоследствии Ломоносов в своих научных работах неоднократно и всегда с уважением отзывался о Василии Великом и Иоанне Дамаскине.

Лихулы были яркими представителями греческого направления в культуре Московской Руси ее последнего периода, накануне петровских преобразований. Для этого направления характерно пристальное внимание к проблемам философии, истории и природоведения в отличие от латинского, тяготевшего в основном к риторике и стихотворству. Плодотворное противоборство этих направлений составляло примечательную особенность московской культурной жизни конца XVII века. Коснулось оно и Спасских школ, когда в 1701 году по указанию Петра I в них было введено преподавание латыни.

В Славяно-греко-латинской академии по примеру созданного ранее Киево-Могилянского коллегиума было восемь классов: четыре низших, в которых учащиеся усваивали чтение и письмо по-старославянски и по-латыни, основы географии, истории, арифметики, а также катехизис; два средних, где изучались приемы стихосложения и красноречия, причем на этом этапе ученики уже должны были свободно изъясняться на латинском языке; и, наконец, два высших класса, отведенных для прохождения главных предметов, каковыми являлись философия и богословие.

На двух последних курсах ученики уже считались студентами и по окончании их выходили из академии со свидетельствами ученых богословов и становились священниками, учителями в светских учебных заведениях число которых резко возросло при Петре, государственными служащими. Для того чтобы закончить полный курс академии, требовалось не менее десяти, а кое-кому лет двенадцать или тринадцать.

 

Сюда-то по своей и Божьей воле пришел в конце января 1731 года с намерением всенепременно попасть в число учеников Михайло Ломоносов этот юноша, гоняющийся за видом учения везде, где казалось быть его хранилище Радищев.

В беседе с архимандритом Заиконоспасского монастыря Германом он назвался

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика