lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 22


Казалось бы, новое разочарование: опять только пустые словопрения. Стоило ли ехать в Киев, чтобы услышать то, что уже надоело в Москве Вряд ли Ломоносов задавал себе столь праздный вопрос. Он работал: рылся в книгах, делал записи, размышлял над прочитанным, возможно, вступал в споры с киевскими книжниками. . .

Стремление Ломоносова извлечь как можно больше пользы из своей поездки в Киев показывает, насколько сильна в нем была поморская, практически-хозяйственная жилка. Не удалось узнать ничего нового в физике и математике Что ж, отчаиваться не стоит надо посмотреть, нет ли других сокровищ в киевской кладовой знаний. И вот уже Ломоносов целыми днями просиживает над изучением русских летописей. Перед ним проходят главнейшие события отечественной истории, и цепкая его память навсегда удерживает прочитанное. Он, как рачительный хозяин, запасает знания впрок, чтобы в нужную минуту они всегда были под рукой. Это чтение отзовется потом и в одах Ломоносова, и в трагедии Тамара и Селим, и в Древней Российской истории, и в Идеях для живописных картин, и в замечаниях на книги по русской истории Миллера и Шлецера.

Ломоносов изучает и неповторимую архитектуру Киева, мозаичные и живописные шедевры Софии Киевской, собора Михайловского Златоверхого монастыря, Успенского собора Киево-Печерской лавры. Знаменитая киевская мумия то есть цветное стекло для мозаичного набора производит на пего ошеломляющее впечатление. Здесь следует искать корни его мозаичного художества, включившего в себя напряженные поиски рецептов производства цветных стекол, опыты в создании мозаичных картин, поэму Письмо о пользе Стекла и т. д. вплоть до мелких пометок Достать киевской Муси, читаем в его Химических и оптических записках. Установлено, например, что мозаичные картины Ломоносова Нерукотворный Спас 1753 и портрет Петра I 1754 весьма близки по манере исполнения к мозаикам Михайловского Златоверхого монастыря.

Так или иначе, в Москву Ломоносов вернулся не с пустыми руками. Поездка в Киев значительно обогатила его представления о русской культуре, поставила перед ним много новых вопросов и одновременно впервые выявила энциклопедичность его творческих устремлений уже на раннем этапе развития.

 

1734 год для Ломоносова был примечателен еще в одном отношении. К этому времени относится начало его серьезной работы над теорией поэзии и ораторского искусства.

Преподавание пиитики и риторики в Московской как и в Киевской академии велось на высоком уровне и опиралось на богатейшую традицию мировой эстетической мысли Поэтика и Риторика Аристотеля, книги Цицерона по теории красноречия, Послание к Пионам Горация, Образование оратора Квинтилиана. Незаменимым теоретическим и учебным пособием для студентов того времени был курс лекций, прочитанный по-латыни в Киево- Могилянской академии знаменитым сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем 1681- 1736, Поэтика 1705. В бытность свою в Киеве Ломоносов внимательно прочитал Поэтику, оставив на ее полях много пометок.

Но еще до этого он добросовестнейшим образом изучал теорию поэзии в Славяно-греко-латинской академии. Феофилакт Кветницкий, наставлявший Ломоносова в этом предмете, говорил: Поэзия есть искусство о какой бы то ни было материи трактовать мерным слогом с правдоподобным вымыслом для увеселения и пользы слушателей. Вымысел, записывал 23-летний Ломоносов слова иеромонаха Феофилакта, необходимое условие для поэта, иначе он будет не поэт, а версификатор стихотворец. Е. Л. . Но вымысел не есть ложь. Лгать значит идти против разума. Поэтически вымышлять значит находить нечто придуманное, то есть остроумное постижение соответствия между вещами несоответствующими. . . Иначе вымысел есть речь ложная, изображающая истину.

Подобные определения, при всей их сухой схоластичности, ставили, в сущности, очень живой и по сей день трудноразрешимый вопрос о мере вымысла следовательно, о мере правдоподобия в поэзии. Искусство не должно слепо копировать жизнь: вымысел основа

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Режиссером нового фильма о Джеймсе Бонде станет Кэри Фукунага
Кэри Фукунага станет режиссером нового фильма из цикла о Джеймсе Бонде. Съемки должны начаться в марте 2019 года.
Новая песня Эминема побила рекорд по просмотрам на YouTube за сутки
Новый трек Эминема "Killshot" за сутки собрал на YouTube более 38 миллионов просмотров, побив рекорд среди хип-хоп-композиций, сообщает Billboard.
Зак Лавин организовал в Чикаго специальный показ «Космического джема»
Атакующий защитник «Буллс» Зак Лавин организовал в Чикаго специальный показ знаменитого комедийного фильма 1996 года «Космический Джем» с Майклом Джорданом в главной роли.
Киркоров с Басковым извинились за клип «Ибица»
Артисты читают рэп в громоздких костюмах дизлайков и извиняются перед своими фанатками за клип «Ибица».
Умер выдающийся афроамериканский хореограф Артур Митчелл
Митчелл был первым афроамериканским солистом знаменитой балетной труппы «Нью-Йорк Сити балет». Хореографией он занялся в 1969 году.
В Русском музее покажут шедевры Кандинского, Шагала и Филонова
Наряду с работами Василия Кандинского, Марка Шагала и Павла Филонова, показаны менее известные работы их коллег из различных художественных объединений.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика