lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 22


Казалось бы, новое разочарование: опять только пустые словопрения. Стоило ли ехать в Киев, чтобы услышать то, что уже надоело в Москве Вряд ли Ломоносов задавал себе столь праздный вопрос. Он работал: рылся в книгах, делал записи, размышлял над прочитанным, возможно, вступал в споры с киевскими книжниками. . .

Стремление Ломоносова извлечь как можно больше пользы из своей поездки в Киев показывает, насколько сильна в нем была поморская, практически-хозяйственная жилка. Не удалось узнать ничего нового в физике и математике Что ж, отчаиваться не стоит надо посмотреть, нет ли других сокровищ в киевской кладовой знаний. И вот уже Ломоносов целыми днями просиживает над изучением русских летописей. Перед ним проходят главнейшие события отечественной истории, и цепкая его память навсегда удерживает прочитанное. Он, как рачительный хозяин, запасает знания впрок, чтобы в нужную минуту они всегда были под рукой. Это чтение отзовется потом и в одах Ломоносова, и в трагедии Тамара и Селим, и в Древней Российской истории, и в Идеях для живописных картин, и в замечаниях на книги по русской истории Миллера и Шлецера.

Ломоносов изучает и неповторимую архитектуру Киева, мозаичные и живописные шедевры Софии Киевской, собора Михайловского Златоверхого монастыря, Успенского собора Киево-Печерской лавры. Знаменитая киевская мумия то есть цветное стекло для мозаичного набора производит на пего ошеломляющее впечатление. Здесь следует искать корни его мозаичного художества, включившего в себя напряженные поиски рецептов производства цветных стекол, опыты в создании мозаичных картин, поэму Письмо о пользе Стекла и т. д. вплоть до мелких пометок Достать киевской Муси, читаем в его Химических и оптических записках. Установлено, например, что мозаичные картины Ломоносова Нерукотворный Спас 1753 и портрет Петра I 1754 весьма близки по манере исполнения к мозаикам Михайловского Златоверхого монастыря.

Так или иначе, в Москву Ломоносов вернулся не с пустыми руками. Поездка в Киев значительно обогатила его представления о русской культуре, поставила перед ним много новых вопросов и одновременно впервые выявила энциклопедичность его творческих устремлений уже на раннем этапе развития.

 

1734 год для Ломоносова был примечателен еще в одном отношении. К этому времени относится начало его серьезной работы над теорией поэзии и ораторского искусства.

Преподавание пиитики и риторики в Московской как и в Киевской академии велось на высоком уровне и опиралось на богатейшую традицию мировой эстетической мысли Поэтика и Риторика Аристотеля, книги Цицерона по теории красноречия, Послание к Пионам Горация, Образование оратора Квинтилиана. Незаменимым теоретическим и учебным пособием для студентов того времени был курс лекций, прочитанный по-латыни в Киево- Могилянской академии знаменитым сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем 1681- 1736, Поэтика 1705. В бытность свою в Киеве Ломоносов внимательно прочитал Поэтику, оставив на ее полях много пометок.

Но еще до этого он добросовестнейшим образом изучал теорию поэзии в Славяно-греко-латинской академии. Феофилакт Кветницкий, наставлявший Ломоносова в этом предмете, говорил: Поэзия есть искусство о какой бы то ни было материи трактовать мерным слогом с правдоподобным вымыслом для увеселения и пользы слушателей. Вымысел, записывал 23-летний Ломоносов слова иеромонаха Феофилакта, необходимое условие для поэта, иначе он будет не поэт, а версификатор стихотворец. Е. Л. . Но вымысел не есть ложь. Лгать значит идти против разума. Поэтически вымышлять значит находить нечто придуманное, то есть остроумное постижение соответствия между вещами несоответствующими. . . Иначе вымысел есть речь ложная, изображающая истину.

Подобные определения, при всей их сухой схоластичности, ставили, в сущности, очень живой и по сей день трудноразрешимый вопрос о мере вымысла следовательно, о мере правдоподобия в поэзии. Искусство не должно слепо копировать жизнь: вымысел основа

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика