lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 24


Славяно-греко- латинской академии, когда ему было около двадцати трех лет.

 

Услышали мухи Медовые духи, Прилетевши, сели, В радости запели. Геда стали ости, Попали в напасти, Увязли об ноги. Ах плачут убоги, Меду полизали, А сами пропали.

 

В первой публикации к этим стихам 1855 было дано интересное пояснение: Сочинение г. Ломоносова в Московской академии за учиненный им школьный проступок. В чем, собственно, состояла провинность, осталось неизвестным. Но само содержание стихотворения позволяет догадываться, что дело здесь идет о каком-то уклонении от наук в сторону соблазна, в сторону сладкого времяпрепровождения. Показательно, что в этих школьных силлабических стихах написанных, впрочем, достаточно просто и легко содержится вполне взрослая мысль: в сладкой-то жизни увязнуть можно так, что и совсем пропасть недолго, за все удовольствия рано или поздно приходится расплачиваться. Учитель уже знакомый нам Ф. Кветницкий высоко оценил как благонравное содержание, так и непринужденную форму стихотворения, поставив на листке, где оно было написано: Pulchre Прекрасно.

Жизнь Ломоносова в Москве стала не только испытанием для его творческих способностей, но и проверкою на прочность его нравственной природы. В Москве, это можно смело утверждать, сердце Ломоносова колебалось не однажды.

Вот как описывал он сам свое тогдашнее душевное состояние многие годы спустя: С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство по тамошнему состоянию, которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. . . С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатка, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болтан лет в двадцать пришел Литине учиться

Надо уметь почувствовать, что стояло за всеми этими с одной стороны и с другой стороны.

Ведь тут поднимался вполне прозаический вопрос именно прозаичностью своею для юноши, взалкавшего идеала, невыносимый: а стоило ли Стоило ли обрывать связи с семьей и обрекать себя на одиночество в чужом городе Стоило ли уважение, которым он пользовался среди односельчан и как сын Василия Дорофеевича, и сам по себе, это уважение старших по возрасту менять на насмешки московских школяров Стоило ли уходить от всего отцовского довольства на один алтын в день, от палтусины и телятины на хлеб и квас Стоило ли бежать от богатых холмогорских, матигорских и Кольских невест, чтобы все, что ни есть у него в душе и на сердце, отдать любезным наукам

Он за три года закончил шесть классов училища и дошел до риторики, он перерыл всю монастырскую библиотеку, он был в Киеве он много, очень много узнал. Но он все еще далек был от желанного берега. Бросить все, что делало его жизнь устойчивой и благополучной, пойти к одной цели и вдруг осознать, что эта цель пусть даже и великая, пусть даже стоящая того, чтобы ради нее все бросить постоянно ускользает от пего, тут

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика