lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 41


сообщают ему его учителя.

Учителями Ломоносова, как уже говорилось, были Адодуров и Крат: первый осуществлял общее смотрение за обучением 12 москвичей, второй преподавал физику. Кроме того, с ними занимались студенты Тауберт и Георг-Вильгельм Рахман 1711-1753. С последними двумя Ломоносов будет связан и в зрелые годы. Тауберт станет его злейшим врагом, Рахман одним из ближайших друзей и научным единомышленником.

Крат был незаурядным преподавателем-методистом и хорошим лектором, широко применявшим перед аудиторией демонстрацию опытов в подтверждение тех или иных общих положений. В 1736 году вышел в свет его учебник Начальные основания учения о природе, и, надо думать, именно по этому учебнику хотя он еще только печатался Крат преподавал физику своим слушателям, самым внимательным среди которых был Ломоносов. О том, как высоко он ценил учебно-методический дар Крафта, говорит тот факт, что впоследствии свои собственные первые лекции Ломоносов читал, полагаясь на другой учебник Крафта Введение к математической и естественной географии. Кроме того, на занятиях Крафта Ломоносов воочию убедился в том, какую огромную роль в естественных науках играет эксперимент. Именно в пору петербургского ученичества Ломоносов заложил основы своих будущих выдающихся экспериментальных исследований. Высокая культура эксперимента неотделима от высокой культуры инструментального дела. Попечением Крафта и старанием академических мастеров Физический кабинет Петербургской Академии наук был укомплектован инструментами и приборами, вызывавшими зависть ученой Европы.

Уделяя львиную долю своего времени естественным наукам, Ломоносов не забывал и о науках словесных. В Петербурге он продолжал совершенствоваться в латыни и даже писал латинские стихи которые, к сожалению, не сохранились. С живейшим интересом следил он за русской словесностью и прежде всего поэзией. Тем более что его приезд в Петербург почти совпал по времени с одним важнейшим событием в тогдашней литературной жизни, которому суждено было внести коренные перемены в развитие отечественного стихосложения и многое определить в творческой судьбе Ломоносова.

29 января 1736 года Ломоносов приобрел недавно вышедшую книгу Новый и краткий способ к сложению российских стихов 1735. Автором ее был Василий Кириллович Тредиаковский, уже известный поэт и переводчик, несколько лет назад вернувшийся из Франции и произведший фурор своим переводом галантного романа Поля Тальмана Езда в остров Любви 1730. С 1735 года он вошел в состав созданного тогда же собрания академических переводчиков, известного под названием Российского собрания. Кроме него, туда входили Ломоносовский учитель Адодуров, Тауберт, а также ректор Академической гимназии Мартин Шванвиц ум. 1740. Российское собрание старалось об исправлении и приведении в совершенство природного языка, об исправлении переводов и выработке единых правил при печатании русских книг. В числе дальних задач были создание русской грамматики, составление словаря, риторики и пиитики. Открывая работу Российского собрания, Тредиаковский высказал мысль о необходимости реформы русского стихосложения, заметив при этом: Способов не нет, некоторые и я имею. Вскоре, в подкрепление столь ответственного заявления, он выпустил в свет означенный Новый и краткий способ.

В течение почти целого столетия в русской книжной поэзии господствующим было так называемое силлабическое стихосложение, занесенное к нам из Польши. Крупнейшие русские поэты XVII начала XVIII века Сименон Полоцкий, Феофан Прокопович, Антиох Кантемир писали свои произведения силлабическими размерами. В основе силлабики лежал принцип равносложности: в рифмующихся строчках должно было содержаться одинаковое количество слогов. Рифмы употреблялись исключительно женские то есть с ударением на предпоследнем слоге. Из всех разновидностей рифмовки наибольшей популярностью пользовалась смежная рифмовка. Стихотворные строки чаще всего заключали в себе тринадцать или одиннадцать слогов. Вот один из характерных примеров

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Критики назвали не снявших ни одного плохого фильма режиссеров
Джей Джей Абрамс возглавил рейтинг лучших режиссеров, которые не сняли ни одного плохого фильма за свою карьеру.
«Лето» и «Довлатов» вошли в программу кинофестиваля в Карловых Варах
Российские картины «Подбросы» Ивана Твердовского, «Лето» Кирилла Серебренникова и «Довлатов» Алексея Германа – младшего попали в программу кинофестиваля в чешских Карловых Варах.
Райан Рейнольдс намекнул на полноценный фильм о Дэдпуле и Мстителях
Создатель фото обратился с вопросом к исполнителю роли Дедпула Райану Рейнольдсу и поинтересовался, возможно ли в будущем увидеть двух персонажей в одной киноленте.
«Танцы Минус» выступят на петербургской крыше
Концерт состоится в будущий четверг, 21 июня, в рамках Roof Music Fest - на крыше Roof Place по адресу Кожевенная линия, 30.
Терри Гиллиам лишился прав на свой новый фильм о Дон Кихоте
Терри Гиллиам проиграл в суде и потерял права на свой новый фильм "Человек, который убил Дон Кихота".
Скончался продюсер фильма «Лицо со шрамом» Мартин Бергман
На 93 году жизни в Америке умер кинопродюсер Мартин Брегман. Известность ему принесла работа с Аль Пачино над фильмом «Лицо со шрамом».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика