lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 41


сообщают ему его учителя.

Учителями Ломоносова, как уже говорилось, были Адодуров и Крат: первый осуществлял общее смотрение за обучением 12 москвичей, второй преподавал физику. Кроме того, с ними занимались студенты Тауберт и Георг-Вильгельм Рахман 1711-1753. С последними двумя Ломоносов будет связан и в зрелые годы. Тауберт станет его злейшим врагом, Рахман одним из ближайших друзей и научным единомышленником.

Крат был незаурядным преподавателем-методистом и хорошим лектором, широко применявшим перед аудиторией демонстрацию опытов в подтверждение тех или иных общих положений. В 1736 году вышел в свет его учебник Начальные основания учения о природе, и, надо думать, именно по этому учебнику хотя он еще только печатался Крат преподавал физику своим слушателям, самым внимательным среди которых был Ломоносов. О том, как высоко он ценил учебно-методический дар Крафта, говорит тот факт, что впоследствии свои собственные первые лекции Ломоносов читал, полагаясь на другой учебник Крафта Введение к математической и естественной географии. Кроме того, на занятиях Крафта Ломоносов воочию убедился в том, какую огромную роль в естественных науках играет эксперимент. Именно в пору петербургского ученичества Ломоносов заложил основы своих будущих выдающихся экспериментальных исследований. Высокая культура эксперимента неотделима от высокой культуры инструментального дела. Попечением Крафта и старанием академических мастеров Физический кабинет Петербургской Академии наук был укомплектован инструментами и приборами, вызывавшими зависть ученой Европы.

Уделяя львиную долю своего времени естественным наукам, Ломоносов не забывал и о науках словесных. В Петербурге он продолжал совершенствоваться в латыни и даже писал латинские стихи которые, к сожалению, не сохранились. С живейшим интересом следил он за русской словесностью и прежде всего поэзией. Тем более что его приезд в Петербург почти совпал по времени с одним важнейшим событием в тогдашней литературной жизни, которому суждено было внести коренные перемены в развитие отечественного стихосложения и многое определить в творческой судьбе Ломоносова.

29 января 1736 года Ломоносов приобрел недавно вышедшую книгу Новый и краткий способ к сложению российских стихов 1735. Автором ее был Василий Кириллович Тредиаковский, уже известный поэт и переводчик, несколько лет назад вернувшийся из Франции и произведший фурор своим переводом галантного романа Поля Тальмана Езда в остров Любви 1730. С 1735 года он вошел в состав созданного тогда же собрания академических переводчиков, известного под названием Российского собрания. Кроме него, туда входили Ломоносовский учитель Адодуров, Тауберт, а также ректор Академической гимназии Мартин Шванвиц ум. 1740. Российское собрание старалось об исправлении и приведении в совершенство природного языка, об исправлении переводов и выработке единых правил при печатании русских книг. В числе дальних задач были создание русской грамматики, составление словаря, риторики и пиитики. Открывая работу Российского собрания, Тредиаковский высказал мысль о необходимости реформы русского стихосложения, заметив при этом: Способов не нет, некоторые и я имею. Вскоре, в подкрепление столь ответственного заявления, он выпустил в свет означенный Новый и краткий способ.

В течение почти целого столетия в русской книжной поэзии господствующим было так называемое силлабическое стихосложение, занесенное к нам из Польши. Крупнейшие русские поэты XVII начала XVIII века Сименон Полоцкий, Феофан Прокопович, Антиох Кантемир писали свои произведения силлабическими размерами. В основе силлабики лежал принцип равносложности: в рифмующихся строчках должно было содержаться одинаковое количество слогов. Рифмы употреблялись исключительно женские то есть с ударением на предпоследнем слоге. Из всех разновидностей рифмовки наибольшей популярностью пользовалась смежная рифмовка. Стихотворные строки чаще всего заключали в себе тринадцать или одиннадцать слогов. Вот один из характерных примеров

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Скончался знаменитый шансонье Нильда Фернандес
Шансонье с 2001 года на протяжении пяти лет жил в России и записал несколько композиций с российским исполнителем, в том числе «Когда забудешь ты меня». Отметим, что в конце апреля стало известно о смерти от онкологического заболевания французского музыканта Дика Риверса.
«Покемон. Детектив Пикачу» возглавил российский прокат на выходных
Центральный персонаж - покемона Пикачу в англоязычной версии говорит голосом Райана Рейнольдса. На втором месте по сборам оказалась еще одна новинка недели - боевик "Джон Уик - 3" с Киану Ривзом и Холли Бэрри. Третья часть американской истории о наемном убийце собрала за уикенд 250 млн рублей.
Звезда «Игры Престолов» призналась, что боролась с анорексией
Звезда "Игра Престолов" признается: справиться с комплексами ей помог муж, музыкант Джо Джонас. Молодой человек уговорил возлюбленную относиться к собственному телу с любовью и тем самым спас ей жизнь. Nation News писало, что Санса Старк из "Игры престолов" тайно вышла замуж в Лас-Вегасе.
Ученый рассказал, чему полезному учит сериал «Игра престолов»
Популярный во всем мире фэнтезийный сериал «Игра престолов» может быть полезен для студентов, которые планируют стать менеджерами. Соответствующее мнение выразил профессор и программный директор по менеджерскому образованию Бизнес-школы при Колумбийском университете в Нью-Йорке Брюс Крейвен.
Алену Делону в Каннах вручили «Золотую пальмовую ветвь»
Почетную «Золотую пальмовую ветвь» вручили французскому актеру Алену Делону на 72-м фестивале в Каннах за его личный вклад в кинематограф.
Пригожин оценил выступление Лазарева на «Евровидении»
Российский певец Сергей Лазарев в полуфинале «Евровидения-2019» идеально исполнил свою песню, не допустив ни одной фальшивой ноты. Об этом в беседе с RT заявил музыкальный продюсер Иосиф Пригожин.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика