lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 91


высоким костром любви к Истине. Здесь трагедия, происходящая от столкновения непоколебимого внутри себя сознания с рутиной старых представлений о мире.

Обратная сторона этого героического энтузиазма обнажается в Мыслях Паскаля, который не удовлетворился одной только естественнонаучной истиной и попытался соотнести перемены в физической картине мира с жизнью души человеческой. В той беспощадности, с которой он обрисовал космическое сиротство человека, было не меньше героического энтузиазма и не меньше поводов для столкновений с господствующей рутиной мышления и хотя до физического уничтожения Паскаля дело не дошло, жизнь его была исполнена не только и не столько телесных, сколько духовных страданий, происходивших как от губительного соприкосновения с внешними силами, так и от внутреннего смятения, не менее губительного. Вот, если так можно выразиться, монолог главного героя паскалевой трагедии, буквально потрясающий душу: Я не знаю, кто меня послал в мир, что такое я. Я в ужасном и полнейшем неведении. Я не знаю, что такое мое тело, чувства, душа, что такое та часть моего я, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о самой себе и все-таки знает себя не больше, чем все остальное. Я вижу эти ужасающие пространства вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не в другом месте, почему то короткое время, в которое дано мне жить, назначено именно в этой, а не в другой точке целой вечности, предшествовавшей мне и следующей за мной. Я вижу со всех сторон только бесконечности которые заключают меня в себе как атом я как тень продолжающаяся только мгновение и никогда не возвращающаяся Все что я сознаю это только то что я должен скоро умереть но чего я больше всего не знаю это смерть, которой не умею избежать Как я не знаю откуда пошел так же точно не знаю куда уйду Вот мое положение: оно полно ничтожности, слабости, мрака.

За всем этим вставал вопрос: в состоянии ли человеческая мысль, освобождавшаяся от церковной опеки, охватить все многообразие зримого мира, полно и гармонично объяснить пугающе сложную картину природных явлений, которая вырисовывалась на основе данных, поставляемых новым естествознанием Отсюда непосредственно вытекал другой важный вопрос: не означает ли освобождение философии и науки нового рабства, а именно: слепого, самоубийственного подчинения непознанной природе, которую, быть может, люди никогда во всей совокупности прошлых, нынешних и будущих поколений не сумеют постичь до конца

Проблема соотношения веры и знания, религии и науки стала одной из самых главных в эпоху Просвещения и осмыслялась как важнейшая этическая задача мыслящего человечества, решение которой в первую очередь зависело от ответа на вопрос о пределах человеческого познания. В творческом наследии великих философских и научных умов XVII-XVIII веков гносеология всегда шла об руку с этикой.

Тот, кто представляет себе борьбу науки и религии в ту пору таким образом, что существовал-де единый и сплоченный стан ученых-безбожников в злобном окружении мракобесов-церковников, сознательно или бессознательно облегчает работу своей души, предпочитает иметь дело с желаемым, а не действительным положением вещей и, выпрямляя трудный путь познания, по которому шли великие мыслители, подходит к ним с неадекватными критериями, поступает по отношению к ним попросту некорректно. Церковники вели ожесточенную борьбу с учеными вовсе не потому, что те все сплошь отвергали Бога, а потому, что, даже умирая с мыслью о Боге, они в качестве альтернативы вере выдвигали знание как единственно реальное средство постижения мира и творца, следовательно, спасения рода человеческого. В количественном пределе церковь оказывалась ненужной и, почуяв смертельную опасность, действительно повела атаку на новую науку. Что же касается самих ученых, то ни один из них в ту пору идеи Бога, повторяем, не отвергал деизм и не мог, подобно Лапласу сказать что ему не приходилось испытывать нужду в этой гипотезе.

Эпоха титанов отбушевала и остановилась на полпути между небом и едва опознанной

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
МАМТ впервые проведет открытый балетный класс для всех желающих
Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) впервые проведет для всех желающих открытый балетный класс, сообщает ТАСС.
Челябинец стал победителем чемпионата мира по граффити
Конкурс проходил в Москве Челябинец Тимур Абдуллаев стал победителем чемпионата мира по граффити, который проходил в Москве, об этом художник сообщил на своей странице в соцсети.
Кончаловский снимет фильм о событиях в Новочеркасске 1962 года
Фильм будет посвящен трагическим событиям в Новочеркасске в 1962 году. Исполнит главную роль Юлия Высоцкая.
Создатели «Улицы Сезам» подали в суд на кукольный боевик
Фильм поставил сын создателя кукол для «Улицы Сезам» Джима Хенсона Брайан. А его компания помогла спродюсировать «Убийство кукол».
Назван победитель литературной премии «Нацбест-2018»
Финал литературной премии «Нацбест-2018» прошел в Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра.
Юрий Колокольников и Егор Корешков сыграют в экранизации романа «Мы»
В киноленте сыграют актеры Юрий Колокольников и Егор Корешков, на съёмки приглашена известная актриса Елена Подкаминская.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика