lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 91


высоким костром любви к Истине. Здесь трагедия, происходящая от столкновения непоколебимого внутри себя сознания с рутиной старых представлений о мире.

Обратная сторона этого героического энтузиазма обнажается в Мыслях Паскаля, который не удовлетворился одной только естественнонаучной истиной и попытался соотнести перемены в физической картине мира с жизнью души человеческой. В той беспощадности, с которой он обрисовал космическое сиротство человека, было не меньше героического энтузиазма и не меньше поводов для столкновений с господствующей рутиной мышления и хотя до физического уничтожения Паскаля дело не дошло, жизнь его была исполнена не только и не столько телесных, сколько духовных страданий, происходивших как от губительного соприкосновения с внешними силами, так и от внутреннего смятения, не менее губительного. Вот, если так можно выразиться, монолог главного героя паскалевой трагедии, буквально потрясающий душу: Я не знаю, кто меня послал в мир, что такое я. Я в ужасном и полнейшем неведении. Я не знаю, что такое мое тело, чувства, душа, что такое та часть моего я, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о самой себе и все-таки знает себя не больше, чем все остальное. Я вижу эти ужасающие пространства вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не в другом месте, почему то короткое время, в которое дано мне жить, назначено именно в этой, а не в другой точке целой вечности, предшествовавшей мне и следующей за мной. Я вижу со всех сторон только бесконечности которые заключают меня в себе как атом я как тень продолжающаяся только мгновение и никогда не возвращающаяся Все что я сознаю это только то что я должен скоро умереть но чего я больше всего не знаю это смерть, которой не умею избежать Как я не знаю откуда пошел так же точно не знаю куда уйду Вот мое положение: оно полно ничтожности, слабости, мрака.

За всем этим вставал вопрос: в состоянии ли человеческая мысль, освобождавшаяся от церковной опеки, охватить все многообразие зримого мира, полно и гармонично объяснить пугающе сложную картину природных явлений, которая вырисовывалась на основе данных, поставляемых новым естествознанием Отсюда непосредственно вытекал другой важный вопрос: не означает ли освобождение философии и науки нового рабства, а именно: слепого, самоубийственного подчинения непознанной природе, которую, быть может, люди никогда во всей совокупности прошлых, нынешних и будущих поколений не сумеют постичь до конца

Проблема соотношения веры и знания, религии и науки стала одной из самых главных в эпоху Просвещения и осмыслялась как важнейшая этическая задача мыслящего человечества, решение которой в первую очередь зависело от ответа на вопрос о пределах человеческого познания. В творческом наследии великих философских и научных умов XVII-XVIII веков гносеология всегда шла об руку с этикой.

Тот, кто представляет себе борьбу науки и религии в ту пору таким образом, что существовал-де единый и сплоченный стан ученых-безбожников в злобном окружении мракобесов-церковников, сознательно или бессознательно облегчает работу своей души, предпочитает иметь дело с желаемым, а не действительным положением вещей и, выпрямляя трудный путь познания, по которому шли великие мыслители, подходит к ним с неадекватными критериями, поступает по отношению к ним попросту некорректно. Церковники вели ожесточенную борьбу с учеными вовсе не потому, что те все сплошь отвергали Бога, а потому, что, даже умирая с мыслью о Боге, они в качестве альтернативы вере выдвигали знание как единственно реальное средство постижения мира и творца, следовательно, спасения рода человеческого. В количественном пределе церковь оказывалась ненужной и, почуяв смертельную опасность, действительно повела атаку на новую науку. Что же касается самих ученых, то ни один из них в ту пору идеи Бога, повторяем, не отвергал деизм и не мог, подобно Лапласу сказать что ему не приходилось испытывать нужду в этой гипотезе.

Эпоха титанов отбушевала и остановилась на полпути между небом и едва опознанной

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Минкультуры отказалось учитывать заключения экспертов по «Матильде»
Министерство культуры при принятии решения о выдаче прокатного удостоверения на фильм "Матильда" режиссера Алексея Учителя не станет учитывать экспертное мнение, представленное депутатом Госдумы Натальей Поклонской. Об этом заявил первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов.
«Мисс студенчество Волгограда-2017» стала Ольга Трушина из ВГАФКа
Победительница представит Волгоград на всероссийском конкурсе «Мисс студенчество России - 2017», который пройдет в Челябинске с 16 по 21 сентября. Еще больше фото с конкурса в нашей фотогалерее.
В Сети появился первый трейлер фильма «Kingsman: Золотое кольцо»
В основу картины легли одноименная линейка комиксов Марка Миллара, выпустившего в свое время "Пипец", экранизацией которого тоже занимался Вон. Первая часть будущей франшизы — "Kingsman: Секретная служба" — вышла в 2015 году. Картина получила высокие отзывы критиков и имела большой успех в прокате.
Данила Козловский снимет свой фильм о футболе и исполнит главную роль
Главного героя сыграет сам Козловский. Фильм получил название "Тренер", пишут СМИ. Отмечается, что съемки ведут сразу несколько кинокомпаний, а Козловский будет не только режиссером, но и выступит в роли форварда национальной сборной и тренера команды "Метеор" Юрия Столешникова.
В Москве на фасаде Манежа покажут световое шоу «Письма Победы»
Световое шоу, созданное по мотивам военных писем, покажут на фасаде здания Манежа с 1 по 9 мая, сообщается на официальном портале мэра и правительства Москвы.
В Китае снимут фильм про легендарную игру Contra
Классическая игра Contra от Konami 1989 года выпуска получит свою экранизацию в Китае, сообщает портал China Film Insider. Один из трех сценариев компаний Beijing Starlit Movie и TV Culture был утвержден Китайским кинематографическим бюро.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика