lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 91


высоким костром любви к Истине. Здесь трагедия, происходящая от столкновения непоколебимого внутри себя сознания с рутиной старых представлений о мире.

Обратная сторона этого героического энтузиазма обнажается в Мыслях Паскаля, который не удовлетворился одной только естественнонаучной истиной и попытался соотнести перемены в физической картине мира с жизнью души человеческой. В той беспощадности, с которой он обрисовал космическое сиротство человека, было не меньше героического энтузиазма и не меньше поводов для столкновений с господствующей рутиной мышления и хотя до физического уничтожения Паскаля дело не дошло, жизнь его была исполнена не только и не столько телесных, сколько духовных страданий, происходивших как от губительного соприкосновения с внешними силами, так и от внутреннего смятения, не менее губительного. Вот, если так можно выразиться, монолог главного героя паскалевой трагедии, буквально потрясающий душу: Я не знаю, кто меня послал в мир, что такое я. Я в ужасном и полнейшем неведении. Я не знаю, что такое мое тело, чувства, душа, что такое та часть моего я, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о самой себе и все-таки знает себя не больше, чем все остальное. Я вижу эти ужасающие пространства вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не в другом месте, почему то короткое время, в которое дано мне жить, назначено именно в этой, а не в другой точке целой вечности, предшествовавшей мне и следующей за мной. Я вижу со всех сторон только бесконечности которые заключают меня в себе как атом я как тень продолжающаяся только мгновение и никогда не возвращающаяся Все что я сознаю это только то что я должен скоро умереть но чего я больше всего не знаю это смерть, которой не умею избежать Как я не знаю откуда пошел так же точно не знаю куда уйду Вот мое положение: оно полно ничтожности, слабости, мрака.

За всем этим вставал вопрос: в состоянии ли человеческая мысль, освобождавшаяся от церковной опеки, охватить все многообразие зримого мира, полно и гармонично объяснить пугающе сложную картину природных явлений, которая вырисовывалась на основе данных, поставляемых новым естествознанием Отсюда непосредственно вытекал другой важный вопрос: не означает ли освобождение философии и науки нового рабства, а именно: слепого, самоубийственного подчинения непознанной природе, которую, быть может, люди никогда во всей совокупности прошлых, нынешних и будущих поколений не сумеют постичь до конца

Проблема соотношения веры и знания, религии и науки стала одной из самых главных в эпоху Просвещения и осмыслялась как важнейшая этическая задача мыслящего человечества, решение которой в первую очередь зависело от ответа на вопрос о пределах человеческого познания. В творческом наследии великих философских и научных умов XVII-XVIII веков гносеология всегда шла об руку с этикой.

Тот, кто представляет себе борьбу науки и религии в ту пору таким образом, что существовал-де единый и сплоченный стан ученых-безбожников в злобном окружении мракобесов-церковников, сознательно или бессознательно облегчает работу своей души, предпочитает иметь дело с желаемым, а не действительным положением вещей и, выпрямляя трудный путь познания, по которому шли великие мыслители, подходит к ним с неадекватными критериями, поступает по отношению к ним попросту некорректно. Церковники вели ожесточенную борьбу с учеными вовсе не потому, что те все сплошь отвергали Бога, а потому, что, даже умирая с мыслью о Боге, они в качестве альтернативы вере выдвигали знание как единственно реальное средство постижения мира и творца, следовательно, спасения рода человеческого. В количественном пределе церковь оказывалась ненужной и, почуяв смертельную опасность, действительно повела атаку на новую науку. Что же касается самих ученых, то ни один из них в ту пору идеи Бога, повторяем, не отвергал деизм и не мог, подобно Лапласу сказать что ему не приходилось испытывать нужду в этой гипотезе.

Эпоха титанов отбушевала и остановилась на полпути между небом и едва опознанной

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Большой театр готовит около десяти премьер в новом сезоне
Около 10 премьер ожидается в новом 242-м сезоне Большого театра, который откроется балетом "Забытая земля" на музыку Бриттена и оперой Генделя "Альцина", об этом сообщил на пресс-конференции в четверг гендиректор ГАБТа Владимир Урин.
Путин подарил Калягину на юбилей книгу о Бразилии
В качестве подарка Владимир Путин преподнес артисту книгу о первой российской экспедиции в Бразилию. Президент также отметил вклад Калягина в сохранение традиций отечественного искусства и пожелал ему здоровья. Накануне Путин вручил Калягину орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Гитарист The Rolling Stones Ронни Вуд перенес операцию на легком
Врачи сделали гитаристу британских рокеров The Rolling Stones Ронни Вуду операцию на поврежденном легком. Состояние 69-летнего музыканта оценивается как удовлетворительное.
Мединский отказался комментировать обыск в «Гоголь-центре»
Как сообщает Life, прокомментировать эти события журналисты попросили его на фестивале «Интермузей». Мединский отказался от комментариев, пояснив, что отвлекаться от «Интермузея» было бы неуместно.
Путин поздравил Калягина с 75-летним юбилеем
Президент РФ отметил щедрый талант и вдохновенный творческий труд художественного руководителя московского театра Et Cetera Президент России Владимир Путин поздравил с 75-летним юбилеем народного артиста РФ, художественного руководителя московского театра Et Cetera Александра Калягина.
«Гениальный артист»: коллеги поздравляют Александра Калягина с юбилеем
Вспомнил об этом сегодня и Владимир Путин, который подарил артисту книгу — отчет о первой экспедиции в Бразилию. Калягин в свою очередь пригласил президента в свой театр Et Сetera на премьеру нового спектакля «Ревизор». Народный артист сыграет в нем Хлестакова.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика