lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 92


Землею, оставив своим преемникам решать задачи колоссального нравственного значения.

Знание есть сила, в этом афоризме Френсиса Бэкона встретились две великие эпохи: философ, живший на рубеже XVI и XVII веков, одною фразой примирил в высшем единстве противоречие между отбушевавшей стихийной силой Возрождения и грядущим ясным знанием Просвещения. Вся философия Бэкона глубоко уходит своими корнями в только что открытую Ренессансом землю: предпосылкой достоверного знания он считает объяснение мира из самого мира. Выводя науку из круга теологических дисциплин, ставя ее лицом к лицу с природой, Бэкон закладывает принципиально новые основы познания.

Вместе с тем Бэкон и не думал отвергать Бога. Философия, писал он, если ее зачерпнуть немного, уводит от Бога; если зачерпнуть глубже приводит к нему. Вот почему симбиоз науки и религии был явлением отнюдь не редким в ту пору: Бойль писал богословские трактаты и учредил особую кафедру для научной борьбы с атеизмом. Знаменитый математик Уиллис. . . издал множество богословских сочинений; учитель Ньютона Баррозу был священником. Гук написал богословское исследование о Вавилонском столпотворении. Многие ученики и друзья Ньютона были одновременно богословами. Ньютон не представлял исключения в этом смысле. . . С этой характеристикой, данной академиком С. И. Вавиловым предшественникам и современникам Ньютона, трудно не согласиться.

Аналогичное положение было не только в Англии XVII века, но и в других странах. Будет ли хоть когда-нибудь доступно человеческому сознанию то, что доступно сознанию Бога этот вопрос мучил ученых Европы постоянно, и чем больше естественнонаучных открытий они делали, тем мучительнее он звучал. Галилей, размышляя над этим вопросом, пришел к знаменательному выводу: Божественный разум знает. . . бесконечно больше истин, ибо он объемлет их все, но в тех немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю, его познание по объективной достоверности равно божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности не существует.

В этом высказывании Галилея выразилось новое представление о критериях научной истины и о самом характере ее: наивно было бы полагать, что посредством науки один человек или человечество в целом сможет однажды достичь абсолютного, все объясняющего и закрывающего все вопросы, итогового понятия о вселенной. Наука только доказывает, что человечество не обладает научной истиной и что последняя является лишь его отдаленной целью, она заменяет, по выражению известного историка науки Л. Оляпки, успокоительное убеждение о существовании уже законченного знания природы волнующим представлением об истине как результате времени, сомнений, прогресса в отдаленном будущем.

Перестройка в умах необходимо проявилась и в поисках новых методов познания. На смену средневековой схоластике, где истина задана наперед, а ученые лишь изощряются в ее безупречном доказательстве, пришел индуктивный метод, провозглашенный Бэконом. В Новой Атлантиде он проиллюстрировал роль правильного метода в науке и одновременно ответственность науки перед людьми поскольку она уже успела показать свою общественную полезность и должна была неизбежно увеличить ее в будущем посредством такого сравнения: . . . хромой калека, идущий по верной дороге, может обогнать рысака, если тот бежит по неправильному пути. Даже более того, чем быстрее бежит рысак, раз сбившись с пути, тем дальше оставит его за собой калека. Для философии нового времени эта притча о калеке и рысаке стала чем-то вроде принадлежащей философу Зенону Эгейскому знаменитой апории притчи об Ахилле и черепахе в пору античности. Она приобрела всеобщее значение впрочем, к Ломоносову она применима лишь постольку, поскольку ее можно варьировать: он если так позволительно выразиться, был рысаком, но устремившимся как раз по правильному пути.

Выдающуюся роль в перестройке умов с точки зрения методологии мышления сыграла философия и физика Декарта, который в Началах философии писал: Нужно прежде всего освободиться от наших предрассудков, подготовиться к тому, чтобы откинуть все взгляды,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Стала известна дата премьеры второй части «Чудо-женщины»
Warner Bros. объявила дату выхода второй части фильма "Чудо-женщина" с Галь Гадот в главной роли — премьера состоится 13 декабря 2019 года. Как рассказала ранее создательница картины, действие второй части будет разворачиваться в США.
В 2018 году выйдет новый мультфильм от создателя «Симпсонов»
Премьеру «Разочарования» следует ждать в 2018 году на Netflix, одновременно будут выходить сразу 10 серий. Напомним, в 2016 году в возрасте 59 лет скончался бывший сценарист «Симпсонов» Кевин Каррен. Он работал над проектом с 1998 по 2015 год.
Дэниел Крейг сыграет Джеймса Бонда еще в двух фильмах
По словам собеседника издания, Крейг подписал контракт, который принесет ему 47 миллионов фунтов стерлингов. По условиям сделки, британский актер сыграет агента 007 Джеймса Бонда еще в двух фильмах.
Иракли Пирцхалава снимает в Беслане клип на песню «Знай их поименно»
Известный российский певец Иракли Пирцхалава выступает продюсером клипа «Знай их поименно» на песню Юрия Стрелкина. Съемки уже стартовали в Беслане. Напомним, песню посвятили десятерым спецназовцам «Вымпела» и «Альфы», которые погибли во время штурма бесланской школы 13 лет назад.
Во Владивостоке проходит Международный фестиваль «Мариинский»
Солировал 18-летний скрипач из Китая, за фортепиано — уроженка Японии. По словам художественного руководителя Мариинского театра, фестиваль всего за два года обзавелся массой поклонников и это, прежде всего, заслуга виртуозных музыкантов.
26 июля в Казани «Культурная среда» пройдет около театра кукол «Экият»
В программу «Культурной среды» вошли: концерт «День шахмат», которая пройдет вместе с викториной, конкурсами и шахматный турнир (центральная сцена с 17.00-18.00). В это же время перед театром пройдет презентация танцевальной терапии «Рио Абьерто».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика