lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 92


Землею, оставив своим преемникам решать задачи колоссального нравственного значения.

Знание есть сила, в этом афоризме Френсиса Бэкона встретились две великие эпохи: философ, живший на рубеже XVI и XVII веков, одною фразой примирил в высшем единстве противоречие между отбушевавшей стихийной силой Возрождения и грядущим ясным знанием Просвещения. Вся философия Бэкона глубоко уходит своими корнями в только что открытую Ренессансом землю: предпосылкой достоверного знания он считает объяснение мира из самого мира. Выводя науку из круга теологических дисциплин, ставя ее лицом к лицу с природой, Бэкон закладывает принципиально новые основы познания.

Вместе с тем Бэкон и не думал отвергать Бога. Философия, писал он, если ее зачерпнуть немного, уводит от Бога; если зачерпнуть глубже приводит к нему. Вот почему симбиоз науки и религии был явлением отнюдь не редким в ту пору: Бойль писал богословские трактаты и учредил особую кафедру для научной борьбы с атеизмом. Знаменитый математик Уиллис. . . издал множество богословских сочинений; учитель Ньютона Баррозу был священником. Гук написал богословское исследование о Вавилонском столпотворении. Многие ученики и друзья Ньютона были одновременно богословами. Ньютон не представлял исключения в этом смысле. . . С этой характеристикой, данной академиком С. И. Вавиловым предшественникам и современникам Ньютона, трудно не согласиться.

Аналогичное положение было не только в Англии XVII века, но и в других странах. Будет ли хоть когда-нибудь доступно человеческому сознанию то, что доступно сознанию Бога этот вопрос мучил ученых Европы постоянно, и чем больше естественнонаучных открытий они делали, тем мучительнее он звучал. Галилей, размышляя над этим вопросом, пришел к знаменательному выводу: Божественный разум знает. . . бесконечно больше истин, ибо он объемлет их все, но в тех немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю, его познание по объективной достоверности равно божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности не существует.

В этом высказывании Галилея выразилось новое представление о критериях научной истины и о самом характере ее: наивно было бы полагать, что посредством науки один человек или человечество в целом сможет однажды достичь абсолютного, все объясняющего и закрывающего все вопросы, итогового понятия о вселенной. Наука только доказывает, что человечество не обладает научной истиной и что последняя является лишь его отдаленной целью, она заменяет, по выражению известного историка науки Л. Оляпки, успокоительное убеждение о существовании уже законченного знания природы волнующим представлением об истине как результате времени, сомнений, прогресса в отдаленном будущем.

Перестройка в умах необходимо проявилась и в поисках новых методов познания. На смену средневековой схоластике, где истина задана наперед, а ученые лишь изощряются в ее безупречном доказательстве, пришел индуктивный метод, провозглашенный Бэконом. В Новой Атлантиде он проиллюстрировал роль правильного метода в науке и одновременно ответственность науки перед людьми поскольку она уже успела показать свою общественную полезность и должна была неизбежно увеличить ее в будущем посредством такого сравнения: . . . хромой калека, идущий по верной дороге, может обогнать рысака, если тот бежит по неправильному пути. Даже более того, чем быстрее бежит рысак, раз сбившись с пути, тем дальше оставит его за собой калека. Для философии нового времени эта притча о калеке и рысаке стала чем-то вроде принадлежащей философу Зенону Эгейскому знаменитой апории притчи об Ахилле и черепахе в пору античности. Она приобрела всеобщее значение впрочем, к Ломоносову она применима лишь постольку, поскольку ее можно варьировать: он если так позволительно выразиться, был рысаком, но устремившимся как раз по правильному пути.

Выдающуюся роль в перестройке умов с точки зрения методологии мышления сыграла философия и физика Декарта, который в Началах философии писал: Нужно прежде всего освободиться от наших предрассудков, подготовиться к тому, чтобы откинуть все взгляды,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Недопущенная Киевом на «Евровидение» Maruv уехала в Россию
Отказавшаяся ехать на "Евровидение" украинская певица Maruv (Анна Корсун) приехала в Россию на гастроли. Фотографии, сделанные в России, девушка опубликовала в инстаграме. Украинская певица выложила три фото, сделанные на территории России.
Путин наградил молодых деятелей культуры
Президент России Владимир Путин Путин вручил премии молодым деятелям культуры. Глава государства отметил, что власть высоко ценит труд тех, кто работает в музеях, библиотеках, театрах, на киностудиях и литературно-художественном поприще.
В «Симпсонах» покажут пародию на Pussy Riot
В 18-м эпизоде 30-го сезона американского мультсериала «Симпсоны» телеканала Fox появится пародия на российскую панк-группу Pussy Riot.
Артисты Мариинки исполнят в «Зарядье» оперу Вагнера
Поставлена опера будет в рамках оперного цикла, который театр организовал на сцене «Зарядья». Так, ранее здесь была показана опера Родиона Щедрина «Очарованный странник», а после «Парсифаля» артисты Мариинского театра представят зрителям оперу Николая Римского-Корсакова «Млада».
Генпродюсер НТВ Тимур Вайнштейн стал членом Международной телеакадемии
Тимур Вайнштейн, генпродюсер НТВ, накануне стал членом Международной телеакадемии, которая присуждает премию «Эмми» за лучшие телевизионные проекты, выпущенные за пределами США.
Патрику Зюскинду исполнилось 70
Немецкий писатель Патрик Зюскинд отмечает 70-летие. Его роман «Парфюмер» стал одним из самых узнаваемых произведений современной литературы. Он полюбился читателям Европы и Северной Америки и стал настоящим бестселлером.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика