lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 93


принятые некогда на веру, пока не подвергнем их новой проверке. Принцип радикального сомнения, сформулированный и последовательно проведенный Декартом, открыл дорогу к вольному философствованию и вящему наук приращению, как скажет о нем Ломоносов именно в 1740-е годы о чем речь еще впереди. Все подвергать сомнению этот картезианский лозунг дерзко был направлен против полуторатысячелетней внеевропейской веры в абсолютную безупречность теологических трактовок мира. Подобно шекспировскому поэту, Декарт дал имя и место тому, что носилось в атмосфере XVII века. Можно смело утверждать, что сомнение являлось важнейшей составляющей частью интеллектуального потенциала того типа личности, который начал формироваться в новое время.

Освобождаясь из- под власти старых представлений о мире, человеческая мысль закономерно начинает новый период своей истории с сомнения во всем, что раньше принималось на веру. Человек нового времени, вступая на широкий простор вольного философствования и вящего наук приращения, отстаивает свое право сомневаться, которое в его глазах едва ли не равнозначно духовной свободе. Причем сомнение, как его понимал Декарт, ни в коем случае не следует путать с тотальным скепсисом или с нерешительностью, рефлексией и прочими неудобствами интровертный личности более позднего времени. Рациональное сомнение в принципе противостоит подобному идейно-психологическому комплексу. Оно у Декарта не является последним словом гносеологического убеждения, но служит необходимой предпосылкой, принципиальным условием любого исследования, любой попытки осмыслить мир методологическим залогом эффективности и достоверности человеческого познания во всех его формах.

Правильно поставленный метод позволил ему утвердить в своей физике идею материального единства вселенной и дискредитировать, как писал видный советский философ В. Асмус, одну из характернейших мыслей средневековья убеждение в качественной иерархичности , качественной разнородности материального мира, абсолютной уверенности в том, что различные сферы мира разнородны по существу, радикально, глубоким образом. Средневековое учение о стихиях воде, земле, воздухе и огне с их постепенным приближением к божественному свету в огне уже нет почти ничего земного, это почти свет заменялось учением о материальной и духовной субстанциях мира, о вихревом движении как универсальном способе существования неживой материи, о системе случайных причин, посредством которых соединяются два мировых начала и становится возможным появление сознающей себя материи.

Декарт считал одним из важнейших средств познания научную гипотезу и выдвинул свое предположение о вихревом происхождении Солнечной системы Солнце увлекло за собою часть мировой материи, которая последовала за ним, и воронки ее завихрений стали планетами. Он был основоположником и рациональной интуиции как одного из инструментов познания. К числу величайших ошибок. . . следует причислить, быть может, ошибку тех, кто хочет определить то, что должно только просто знать, писал Декарт и приводил пример: . . . было бы бесполезно определять, что такое белизна, чтобы сделать ее понятной слепому, тогда как для познания ее нам достаточно открыть глаза и увидеть белое. . .

Ньютон, обмолвившийся однажды, что все достигнутое им было возможно, ибо он стоял на плечах гигантов, против одного из этих гигантов Декарта выступил самым решительным образом именно по вопросу о методах познания: Я не измышляю гипотез. Все же, что не выводится из явлений, должно называться гипотезою ; гипотезам же метафизическим, механическим, скрытым свойствам не место в экспериментальной философии. Физика как философия эксперимента понимаемого широко: и в качестве опыта, и в качестве скрупулезного исследования, основанная на прочном фундаменте математики, нашла свое выдающееся воплощение в Математических началах натуральной философии Ньютона, которые были бы невозможны без необходимой предуготовляющей работы, проделанной гигантами XVI-XVII веков в особенности. В истории естествознания, писал С. И. Вавилов, не было события более крупного, чем появление Начал

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
  • Тест по русскому языку на вступительных экзаменах www.iq2u.ru
    iq2u.ru
Журналисты «России сегодня» победили в фестивале прессы «Медиа-Ас»
Журналисты МИА "Россия сегодня" стали лауреатами IV Всероссийского фестиваля прессы "Медиа-Ас", имена победителей опубликованы на сайте Минобороны РФ, которое было организатором конкурса.
Худрук БДТ Андрей Могучий стал заслуженным деятелем искусств РФ
Отмечается, что также на торжественной церемонии были вручены медали прочим рабочим, преподавателям, спортсменам, инженерам и деятелям культуры.
Мединский попросил Генпрокуратуру расследовать дело о неснятых фильмах
Министерство культуры обратилось в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку и привлечь к ответственности виновных в невозврате бюджетных средств, выделенных на производство фильмов.
В Ростове открыли бюст Александра Печерского
Сегодня в Ростове появился памятный бюст Александра Печерского, а на экраны страны выходит фильм «Собибор», где роль героя сыграл Константин Хабенский.
Мединский вручил награды деятелям культуры и искусства
Министр культуры России Владимир Мединский вручил государственные и ведомственные награды деятелям культуры и искусства, в числе которых актриса Ирина Алферова, гендиректор Большого театра России Владимир Урин, художник Михаил Шемякин, режиссер Александр Митта, передает корреспондент РИА Новости.
Нина Дорошина была гордостью «Современника», заявил Гармаш
Актер Сергей Гармаш назвал ушедшую из жизни Нину Дорошину гордостью театра "Современник" и великой русской актрисой.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика