lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 93


принятые некогда на веру, пока не подвергнем их новой проверке. Принцип радикального сомнения, сформулированный и последовательно проведенный Декартом, открыл дорогу к вольному философствованию и вящему наук приращению, как скажет о нем Ломоносов именно в 1740-е годы о чем речь еще впереди. Все подвергать сомнению этот картезианский лозунг дерзко был направлен против полуторатысячелетней внеевропейской веры в абсолютную безупречность теологических трактовок мира. Подобно шекспировскому поэту, Декарт дал имя и место тому, что носилось в атмосфере XVII века. Можно смело утверждать, что сомнение являлось важнейшей составляющей частью интеллектуального потенциала того типа личности, который начал формироваться в новое время.

Освобождаясь из- под власти старых представлений о мире, человеческая мысль закономерно начинает новый период своей истории с сомнения во всем, что раньше принималось на веру. Человек нового времени, вступая на широкий простор вольного философствования и вящего наук приращения, отстаивает свое право сомневаться, которое в его глазах едва ли не равнозначно духовной свободе. Причем сомнение, как его понимал Декарт, ни в коем случае не следует путать с тотальным скепсисом или с нерешительностью, рефлексией и прочими неудобствами интровертный личности более позднего времени. Рациональное сомнение в принципе противостоит подобному идейно-психологическому комплексу. Оно у Декарта не является последним словом гносеологического убеждения, но служит необходимой предпосылкой, принципиальным условием любого исследования, любой попытки осмыслить мир методологическим залогом эффективности и достоверности человеческого познания во всех его формах.

Правильно поставленный метод позволил ему утвердить в своей физике идею материального единства вселенной и дискредитировать, как писал видный советский философ В. Асмус, одну из характернейших мыслей средневековья убеждение в качественной иерархичности , качественной разнородности материального мира, абсолютной уверенности в том, что различные сферы мира разнородны по существу, радикально, глубоким образом. Средневековое учение о стихиях воде, земле, воздухе и огне с их постепенным приближением к божественному свету в огне уже нет почти ничего земного, это почти свет заменялось учением о материальной и духовной субстанциях мира, о вихревом движении как универсальном способе существования неживой материи, о системе случайных причин, посредством которых соединяются два мировых начала и становится возможным появление сознающей себя материи.

Декарт считал одним из важнейших средств познания научную гипотезу и выдвинул свое предположение о вихревом происхождении Солнечной системы Солнце увлекло за собою часть мировой материи, которая последовала за ним, и воронки ее завихрений стали планетами. Он был основоположником и рациональной интуиции как одного из инструментов познания. К числу величайших ошибок. . . следует причислить, быть может, ошибку тех, кто хочет определить то, что должно только просто знать, писал Декарт и приводил пример: . . . было бы бесполезно определять, что такое белизна, чтобы сделать ее понятной слепому, тогда как для познания ее нам достаточно открыть глаза и увидеть белое. . .

Ньютон, обмолвившийся однажды, что все достигнутое им было возможно, ибо он стоял на плечах гигантов, против одного из этих гигантов Декарта выступил самым решительным образом именно по вопросу о методах познания: Я не измышляю гипотез. Все же, что не выводится из явлений, должно называться гипотезою ; гипотезам же метафизическим, механическим, скрытым свойствам не место в экспериментальной философии. Физика как философия эксперимента понимаемого широко: и в качестве опыта, и в качестве скрупулезного исследования, основанная на прочном фундаменте математики, нашла свое выдающееся воплощение в Математических началах натуральной философии Ньютона, которые были бы невозможны без необходимой предуготовляющей работы, проделанной гигантами XVI-XVII веков в особенности. В истории естествознания, писал С. И. Вавилов, не было события более крупного, чем появление Начал

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В Самаре установят первый в России памятник Эльдару Рязанову
Первый в России памятник Народному артисту России, кинорежиссеру Эльдару Рязанову будет установлен в Самаре в пятницу, 27 октября.
Создатель «Лжи Матильды» нокаутировал манекен Учителя
Алиев уверен, что фильм едва ли появится на экранах, иначе начнется революция. По словам боксера, это знание ему открыл Господь.
Фильм-катастрофа «Геошторм» стал лидером российского кинопроката
Фильм-катастрофа "Геошторм", снятый сценаристом картин "День независимости" и "Годзилла" Дином Девлином, собрал за выходные 294,3 миллиона рублей, став лидером российского проката.
Песков ответил, будут ли в Кремле смотреть «Матильду»
Как ранее сообщало ИА REGNUM, фильм «Матильда» рассказывает об отношениях между известной в царской России балериной Матильдой Кшесинской и цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.
В возрасте 70-и лет умер музыкант и продюсер Джордж Янг
На 71-м году жизни скончался Джордж Янг - легендарный рок-музыкант и "изобретатель звука" группы AC/DC.
Фильм «Фиксики. Большой секрет» откроет Большой фестиваль мультфильмов
Большой фестиваль соберет сотни мультфильмов для детей и взрослых со всего мира, пройдут встречи режиссеров-аниматоров со зрителями, мастер-классы, лекции.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика