lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 93


принятые некогда на веру, пока не подвергнем их новой проверке. Принцип радикального сомнения, сформулированный и последовательно проведенный Декартом, открыл дорогу к вольному философствованию и вящему наук приращению, как скажет о нем Ломоносов именно в 1740-е годы о чем речь еще впереди. Все подвергать сомнению этот картезианский лозунг дерзко был направлен против полуторатысячелетней внеевропейской веры в абсолютную безупречность теологических трактовок мира. Подобно шекспировскому поэту, Декарт дал имя и место тому, что носилось в атмосфере XVII века. Можно смело утверждать, что сомнение являлось важнейшей составляющей частью интеллектуального потенциала того типа личности, который начал формироваться в новое время.

Освобождаясь из- под власти старых представлений о мире, человеческая мысль закономерно начинает новый период своей истории с сомнения во всем, что раньше принималось на веру. Человек нового времени, вступая на широкий простор вольного философствования и вящего наук приращения, отстаивает свое право сомневаться, которое в его глазах едва ли не равнозначно духовной свободе. Причем сомнение, как его понимал Декарт, ни в коем случае не следует путать с тотальным скепсисом или с нерешительностью, рефлексией и прочими неудобствами интровертный личности более позднего времени. Рациональное сомнение в принципе противостоит подобному идейно-психологическому комплексу. Оно у Декарта не является последним словом гносеологического убеждения, но служит необходимой предпосылкой, принципиальным условием любого исследования, любой попытки осмыслить мир методологическим залогом эффективности и достоверности человеческого познания во всех его формах.

Правильно поставленный метод позволил ему утвердить в своей физике идею материального единства вселенной и дискредитировать, как писал видный советский философ В. Асмус, одну из характернейших мыслей средневековья убеждение в качественной иерархичности , качественной разнородности материального мира, абсолютной уверенности в том, что различные сферы мира разнородны по существу, радикально, глубоким образом. Средневековое учение о стихиях воде, земле, воздухе и огне с их постепенным приближением к божественному свету в огне уже нет почти ничего земного, это почти свет заменялось учением о материальной и духовной субстанциях мира, о вихревом движении как универсальном способе существования неживой материи, о системе случайных причин, посредством которых соединяются два мировых начала и становится возможным появление сознающей себя материи.

Декарт считал одним из важнейших средств познания научную гипотезу и выдвинул свое предположение о вихревом происхождении Солнечной системы Солнце увлекло за собою часть мировой материи, которая последовала за ним, и воронки ее завихрений стали планетами. Он был основоположником и рациональной интуиции как одного из инструментов познания. К числу величайших ошибок. . . следует причислить, быть может, ошибку тех, кто хочет определить то, что должно только просто знать, писал Декарт и приводил пример: . . . было бы бесполезно определять, что такое белизна, чтобы сделать ее понятной слепому, тогда как для познания ее нам достаточно открыть глаза и увидеть белое. . .

Ньютон, обмолвившийся однажды, что все достигнутое им было возможно, ибо он стоял на плечах гигантов, против одного из этих гигантов Декарта выступил самым решительным образом именно по вопросу о методах познания: Я не измышляю гипотез. Все же, что не выводится из явлений, должно называться гипотезою ; гипотезам же метафизическим, механическим, скрытым свойствам не место в экспериментальной философии. Физика как философия эксперимента понимаемого широко: и в качестве опыта, и в качестве скрупулезного исследования, основанная на прочном фундаменте математики, нашла свое выдающееся воплощение в Математических началах натуральной философии Ньютона, которые были бы невозможны без необходимой предуготовляющей работы, проделанной гигантами XVI-XVII веков в особенности. В истории естествознания, писал С. И. Вавилов, не было события более крупного, чем появление Начал

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
  • Тут
    доставка ячеистого блока
    zavodmassiv.ru
  • Тест по русскому языку на вступительных экзаменах www.iq2u.ru
    iq2u.ru
Верка Сердючка рассказала о выступлениях перед российскими политиками
В ходе разговора с украинскими журналистами Данилко рассказал, что его постоянно приглашают на российские корпоративы. По словам артиста, на одной из таких вечеринок отдыхали российские политики, имена которых он не назвал.
24 мая в Саранске отметят День славянской письменности
24 мая, в День славянской письменности и культуры, на Соборной площади возле Кафедрального собора состоится мероприятие и концерт, посвящённый святым Кириллу и Мефодию.
«Первый канал» оштрафовали на 600 тысяч из-за песни «Темная ночь»
Девятый арбитражный апелляционный суд постановил взыскать с «Первого канала» 600 тысяч рублей в качестве компенсации в пользу истца — ООО «Национальное музыкальное издательство». Об этом со ссылкой на постановление суда сообщает РАПСИ.
Сеть взрывают фото со съемок нового сезона «Игры престолов»
В Сети появились фото со съемок нового сезона "Игры престолов". Как утверждает портал Entertainment Weekly, фотографии сделаны на съемочной площадке. Многие пользователи Сети уже назвали фото интригующими.
В Петербурге готовятся ко второму довлатовскому фестивалю «День Д»
В Петербурге готовятся к проведению фестиваля памяти писателя Сергея Довлатова «День Д — 1967». На этот раз праздник пройдет с 8 по 10 сентября на нескольких городских площадках, передает корреспондент ИА REGNUM.
Новый роман Бориса Акунина «Седмица Трехглазого» выйдет в июне
Новый роман в традициях фандоринского цикла писателя Бориса Акунина "Седмица Трехглазого" выйдет в продажу в июне. Об этом сообщили в пресс-службе издательской группы "Эксмо-АСТ".
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика