lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 93


принятые некогда на веру, пока не подвергнем их новой проверке. Принцип радикального сомнения, сформулированный и последовательно проведенный Декартом, открыл дорогу к вольному философствованию и вящему наук приращению, как скажет о нем Ломоносов именно в 1740-е годы о чем речь еще впереди. Все подвергать сомнению этот картезианский лозунг дерзко был направлен против полуторатысячелетней внеевропейской веры в абсолютную безупречность теологических трактовок мира. Подобно шекспировскому поэту, Декарт дал имя и место тому, что носилось в атмосфере XVII века. Можно смело утверждать, что сомнение являлось важнейшей составляющей частью интеллектуального потенциала того типа личности, который начал формироваться в новое время.

Освобождаясь из- под власти старых представлений о мире, человеческая мысль закономерно начинает новый период своей истории с сомнения во всем, что раньше принималось на веру. Человек нового времени, вступая на широкий простор вольного философствования и вящего наук приращения, отстаивает свое право сомневаться, которое в его глазах едва ли не равнозначно духовной свободе. Причем сомнение, как его понимал Декарт, ни в коем случае не следует путать с тотальным скепсисом или с нерешительностью, рефлексией и прочими неудобствами интровертный личности более позднего времени. Рациональное сомнение в принципе противостоит подобному идейно-психологическому комплексу. Оно у Декарта не является последним словом гносеологического убеждения, но служит необходимой предпосылкой, принципиальным условием любого исследования, любой попытки осмыслить мир методологическим залогом эффективности и достоверности человеческого познания во всех его формах.

Правильно поставленный метод позволил ему утвердить в своей физике идею материального единства вселенной и дискредитировать, как писал видный советский философ В. Асмус, одну из характернейших мыслей средневековья убеждение в качественной иерархичности , качественной разнородности материального мира, абсолютной уверенности в том, что различные сферы мира разнородны по существу, радикально, глубоким образом. Средневековое учение о стихиях воде, земле, воздухе и огне с их постепенным приближением к божественному свету в огне уже нет почти ничего земного, это почти свет заменялось учением о материальной и духовной субстанциях мира, о вихревом движении как универсальном способе существования неживой материи, о системе случайных причин, посредством которых соединяются два мировых начала и становится возможным появление сознающей себя материи.

Декарт считал одним из важнейших средств познания научную гипотезу и выдвинул свое предположение о вихревом происхождении Солнечной системы Солнце увлекло за собою часть мировой материи, которая последовала за ним, и воронки ее завихрений стали планетами. Он был основоположником и рациональной интуиции как одного из инструментов познания. К числу величайших ошибок. . . следует причислить, быть может, ошибку тех, кто хочет определить то, что должно только просто знать, писал Декарт и приводил пример: . . . было бы бесполезно определять, что такое белизна, чтобы сделать ее понятной слепому, тогда как для познания ее нам достаточно открыть глаза и увидеть белое. . .

Ньютон, обмолвившийся однажды, что все достигнутое им было возможно, ибо он стоял на плечах гигантов, против одного из этих гигантов Декарта выступил самым решительным образом именно по вопросу о методах познания: Я не измышляю гипотез. Все же, что не выводится из явлений, должно называться гипотезою ; гипотезам же метафизическим, механическим, скрытым свойствам не место в экспериментальной философии. Физика как философия эксперимента понимаемого широко: и в качестве опыта, и в качестве скрупулезного исследования, основанная на прочном фундаменте математики, нашла свое выдающееся воплощение в Математических началах натуральной философии Ньютона, которые были бы невозможны без необходимой предуготовляющей работы, проделанной гигантами XVI-XVII веков в особенности. В истории естествознания, писал С. И. Вавилов, не было события более крупного, чем появление Начал

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
  • Тест по русскому языку на вступительных экзаменах www.iq2u.ru
    iq2u.ru
В Москве стартует фестиваль «Бенуа де ля Данс»
21 мая в Москве начнется «Бенуа де ля Данс» - ежегодный балетный фестиваль. Приз, который называют «балетным Оскаром», присуждается за выдающиеся работы в области хореографии за последний театральный сезон. Председатель жюри смотра - Юрий Григорович, сопредседатель в этом году - Светлана Захарова.
Джессика Честейн прокатилась в московском метро
Выучила знаменитость и фразу «Люблю вас»: ей она отреагировала на пылкое признание одного из журналистов. Также Джессика Честейн поделилась, что уже успела прокатиться в московском метро и купить сувениры.
Дягилевский фестиваль переносится в Париж
Как сообщили организаторы международного Дягилевского фестиваля музыкальный форум панирует провести в Париже в 2021 году.
Финал «Игры престолов» растащили на мемы
Последняя серия заключительного сезона «Игра престолов» разошлась на мемы. Поклонники саги не пришли к единому мнению по поводу финала сериала. Далее следуют спойлеры к заключительному эпизоду восьмого сезона «Игры престолов».
В Перми открывается Международный Дягилевский фестиваль
Дягилевский фестиваль проводится с 2003 года: поначалу он назывался «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж» и проходил раз в два года. В 2012 году фестиваль сменил имя на более лаконичное и стал ежегодным.
Чем закончился сериал «Игра престолов»
Сегодня в эфир канала HBO вышел заключительный эпизод одного из самых популярных сериалов современности — «Игры престолов». Поклонники с нетерпением ждали развязки истории, чтобы узнать, подтвердится ли тот финал, который попал в Сеть из-за утечки информации со съёмочной площадки.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика