lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 94


Ньютона. Причина была в том, что эта книга подводила итоги всему сделанному за предшествующие тысячелетия в учении о простейших формах движения материи. Сложные перипетии развития механики, физики и астрономии, выраженные в именах Аристотеля, Птолемея, Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта, поглощались и заменялись гениальной ясностью и стройностью Начал.

Книга Ньютона поражала прежде всего в этическом отношении, а именно: своею дерзостью. Человек смело вторгался в сферы, дотоле находившиеся в полной, неоспоримой компетенции творца. Оказалось, что человеческий разум в состоянии создать такую систему мира третья книга Начал так и называлась О системе мира, которая по своей величественности, простоте, отлаженности, стройности и красоте едва ли не конгениальна творению самого Бога. Ученые, философы, поэты все ошеломлены грандиозностью выполненной задачи. Эпитеты несравненный, божественный сопровождают имя Ньютона в устах современников до самой его смерти. Выдающийся английский просветитель, поэт Александр Попу точно и просто выразил это восхищение гениальной личностью Ньютона в следующем двустишии:

 

Был этот мир глубокой тьмой окутан. Да будет свет и вот явился Ньютон. Перевод С. Я. Маршака

 

Как бы отвечая на этот шум вокруг его имени, Ньютон писал: Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, развлекающимся тем, что от поры до времени отыскиваю камень более цветистый, чем обыкновенно, или красную раковину, в то время как великий океан истины простирается передо мной неисследованным. В отличие от своих апологетов как некомпетентных, так и компетентных он далек был от мысли праздновать триумф. Громадный вопрос о причине всемирного тяготения в его безупречной системе оставался без ответа. В поисках его Ньютон долго колебался. Верный своему девизу Я не измышляю гипотез, он стремился и здесь быть максимально объективным, следовать данным опыта, а не собственной склонности в пользу того или иного ответа на этот важнейший из вопросов. И если в конце жизни Ньютон все-таки пришел к тому, что, по словам С. И. Вавилова, серьезно полагал пустое пространство наполненным Богом. . . , регулирующим всемирное тяготение, то его дорога к этому выводу была вымощена сомнениями, и еще в 1693 году он писал: Тяготение должно вызываться агентом постоянно действующим по определенным законам Является ли однако, этот агент материальным или нематериальным, решать это я предоставил моим читателям подчеркнуто мною. К. Л. .

Приглашая своих читателей самих в путешествие по великому океану истины, который по-прежнему простирался перед человечеством неисследованным, Ньютон тем самым показывал, что новая наука не для тех, чей ум жаждет пристани, что Истина одна на всех, но каждый к ней приходит по-своему. Это было совершенно в духе времени в подтверждение можно привести факт открытия дифференциального исчисления Ньютоном и Лейбницем независимо друг от друга.

Словом, революционность переворота в умах в XVI-XVIII веках, о колоссальном этическом подтексте которого надо помнить всегда, далеко не исчерпывалась одним только информативным аспектом количественное накопление новых знаний о мире. Ведь освобождавшиеся науки на языке философских аксиом, теорем, математических символов высказывали идеи, которые позволяли человеку не только подняться на новую ступень в постижении природы, но и себя самого понять по-новому. Бунт разума был гуманистичен в высоком смысле слова. В афоризме Бэкона Знание сила, в аксиоме Декарта Я мыслю, следовательно существую, в положении Лейбница о том, что любая монада от низших вплоть до самой совершенной, то есть Бога является живым зеркалом вселенной, содержались черты принципиально иной по сравнению со средневековой концепции

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика