lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 95


человека. Что же касается истории собственно научного мышления, то здесь величайшим завоеванием стали размышления о методе познания Бэкона, Декарта, Ньютона. В сущности, реальной альтернативой вере имела шансы стать только такая наука, которая зиждилась на правильном методе. Неслучайно именно по этому вопросу велась тогда ожесточенная полемика, которой не миновал и не мог миновать Ломоносов в начале своего научного творчества.

 

2

 

Россия молодая ничего подобного не знала. В допетровскую эпоху элементы философской и научной мысли были растворены в едином потоке общественного сознания, религиозного в своей основе, точнее сказать еще не выделялись из него. Просветительские реформы первой четверти XVIII века создали культурную ситуацию, в которой в принципе стало возможным зарождение новой традиции мысли, отличной от религиозной, равно как и появление соответствующих проблем. Но, чтобы проблемы сделались актуальным фактом умственной жизни целого общества, а не отдельных его представителей, нужно было время для основательного внедрения в общественное сознание новых представлений о мире и человеке. Иначе говоря, предстояло еще накопить материал для полемики. Необходимую предуготовляющую работу в этом направлении проделали Феофан Прокопович и А. Д. Кантемир. И хотя Ломоносов, как мыслитель и естествоиспытатель, в сущности, мало им обязан, их философско-просветительская деятельность должна быть здесь учтена, ибо показывает накопление нового электричества в культурной атмосфере России первой половины XVIII века и неизбежность колоссального грозового разряда, именуемого Ломоносовым.

Феофан уже в раннем своем творчестве открывает доступ в литературу достижениям естественнонаучной мысли и философии. Так, в известном латинском стихотворении, обращенном к папе римскому в защиту Галилея, он сталкивает церковную и научную интерпретации мира, утверждая победу за последней и выражая эмоциональное сочувствие великому мыслителю: Зачем ты мучишь, о нечестивый папа, усердного служителя природы Чем, о жестокий тиран, заслужил этот старец такую участь Папа, ты безумствуешь Ведь он не трогает твоих миров и не вторгается со злым умыслом в твои священные области. . . Его земля истинная, твоя же ложная, его звезды создал Бог, а твои обман. Здесь мы имеем дело с первой в русской литературе попыткой художественно воплотить деистическое отношение к миру. Явления природы выступают здесь как следствия божественной первопричины; изучая их, Галилей не вторгается в сферы, лежащие за пределами его научной компетенции, не подрывает оснований веры; нравственная оценка его деятельности недвусмысленная: борьба за истину есть подвиг. Здесь Феофан предвосхищает сходную постановку вопроса о разделении, если так можно сказать, сфер влияния науки и религии, с которой мы столкнемся впоследствии у Ломоносова в его работе Явление Венеры на Солнце 1761.

Еще более последовательным апологетом деистического мировоззрения выступает младший современник Феофана и его соратник по Ученой дружине Антиох Кантемир. У него получает дальнейшее развитие мысль Феофана о том, что в новое время утверждается новый критерий нравственной оценки человеческой жизни: просвещенный человек, стремящийся к познанию мира и себя в нем, добродетелен; невежда, ограничивающий себя лишь материально доступной сферой, неизменен и слеп в своей вере в творца и потому порочен. Обыкновенное невежд мнение есть, читаем в примечаниях к I сатире, что все, которые многому книг чтению вдаются, напоследок не признают Бога. Весьма то ложно, понеже сколько кто величество и изрядный порядок твари познает, что удобнее из книг бывает, столько больше чтить творца природным смыслом убеждается. . . .

Вообще роль творчества Кантемира в истории русского философского просветительства весьма велика. В примечаниях к сатирам, в переводе Разговоров о

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
«Голос» «Радионяни» Левенбук рассказал о дружбе с Эдуардом Успенским
85-летний советский, российский актер и театральный режиссер Александр Семенович Левенбук, известный каждому советскому человеку как один из "голосов" легендарной "Радионяни", поделился своими воспоминаниями об ушедшем вчера писателе Эдуарде Успенском.
Умер актер из сериала «Каменская»
Скончался народный артист Беларуси Николай Кириченко.
Скончался создатель Чебурашки и Дяди Федора
Среди наиболее известных: "Антошка", "Рыжий, рыжий, конопатый", "Ивашка из Дворца пионеров", "Про Сидорова Вову", "Пластилиновая ворона", "Следствие ведут Колобки" Успенский также стоял у истоков детских телевизионных программ "Спокойной ночи, малыши !" и "АБВГДейка".
Екатеринбург примет фестиваль японской культуры
Посольство Японии в Москве выбрало Екатеринбург как один из городов, где пройдет масштабный фестиваль культуры страны восходящего солнца.
Опубликован тизер сериала «Романовы» о потомках царской семьи
Опубликован тизер нового сериала «Романовы», о потомках российской императорской семьи.
Фильмы Быкова и Мещаниновой покажут на кинофестивале в Торонто
Картины "Завод" и "Сердце мира" попали в программу "Современное мировое кино" Фильмы российских режиссеров Юрия Быкова и Натальи Мещаниновой представят на 43-м Международном кинофестивале в Торонто.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика