Будучи, по выражению С. И. Вавилова,
одним из величайших практических умов своего времени, Ломоносов всегда
рассматривал мир с позиции естественного стихийного материализма. При этом у
Ломоносова его стихийный материализм никогда не оборачивался
заурядным, вульгарным
эмпиризмом. Это тем более важно отметить, что в первой половине XVIII века
многие философы и ученые слишком буквально, по-вагнеровски если
воспользоваться термином Гете воспринимали научное кредо Ньютона: Я не измышляю
гипотез. Направленное против последователей Декарта, ставивших на первое
место в процессе познания дедуктивную работу разума воображение, рациональную
интуицию, это положение во времена Ломоносова грозило затормозить развитие
философского и научного поиска, ограничить человеческое познание лишь
пределами эмпирически постигаемой действительности.
Ломоносов уже в
самом начале
своего творческого пути с поразительным в молодом мыслителе чувством меры
отдает должное и картезианскому и ньютонианскому подходу, не будучи
удовлетворен ни тем, ни другим в отдельности, и пытается найти свой метод
познания, в котором диалектически совместились бы рациональное и
чувственное, теоретическое
и практическое, интуитивное и опытное начала: Один опыт я ставлю выше, чем
тысячу мнений, рожденных только воображением. Но считаю необходимым
сообразовать опыты с нуждами физики. Те, кто, собираясь извлечь из опыта
истины, не берут с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части
должны остаться ни с чем: ибо они или не замечают лучшего и
необходимейшего, или
не умеют воспользоваться тем, что видят или постигают при помощи остальных
чувств.
Точно таким же чувством меры
отмечено первое высказывание Ломоносова о месте вышнего творца в системе
научного познания. Вопрос этот весьма сложен. Наивно было бы делать из
Ломоносова атеиста, что, к сожалению; достаточно назойливо проделывается в
научно-популярной литературе о нем. Идеи Бога он не отвергал, но понимал ее
по-своему. Для Ломоносова с самого начала характерен гносеологический пафос
отношения к Богу, творцу естественных законов: У многих глубоко укоренилось
убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может
объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца.
И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких
природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и
всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали
бы существования всемогущего двигателя. Пример объяснения творения дают
следующие примеры. Примечательна последняя никак, впрочем, не
распространенная фраза в этом высказывании: Ломоносов уже готовится к
неизбежному, как он понимает, спору с церковниками, который со всей остротой
и издержками того времени разгорится у него в
1750 начале
1760-х годов.
Но самое главное
здесь: как бы
вскользь брошенное точное определение своей, скажем так, научно-
методологической
базы метод философствования, основанный на атомах. Ломоносов, уже в начале
пути выступая убежденным атомистом, видит в этом атомистическом мировоззрении
единственную возможность универсального истолкования физических
процессов, характеризующих
мировую бесконечность. Этим-то и было продиктовано следующее его высказывание,
показывающее, насколько тесно связана будущая успешная реализация всех
гениальных задатков его личности с правильным философским методом, благодаря
которому сама реализация и стала возможной и который так рано был им выработан:
Сколь трудно полагать основания Ведь при этом мы должны как бы одним взглядом
охватывать совокупность всех вещей, чтобы нигде не встретилось
противопоказаний. . . Я однако отваживаюсь на это, опираясь на положение или
изречение, что природа крепко держится своих законов и всюду одинакова.
Все эти
высказывания взяты из
записок Ломоносова, которые он вел для себя в первые годы по приезде из
Германии и которые в дальнейшем, при систематизации его рукописного
наследия, получили
название 276 заметок по физике и корпускулярной философии 17411743. Свою
грандиозную программу испытания натуры Ломоносов начал составлять в ту