lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 98


Будучи, по выражению С. И. Вавилова, одним из величайших практических умов своего времени, Ломоносов всегда рассматривал мир с позиции естественного стихийного материализма. При этом у Ломоносова его стихийный материализм никогда не оборачивался заурядным, вульгарным эмпиризмом. Это тем более важно отметить, что в первой половине XVIII века многие философы и ученые слишком буквально, по-вагнеровски если воспользоваться термином Гете воспринимали научное кредо Ньютона: Я не измышляю гипотез. Направленное против последователей Декарта, ставивших на первое место в процессе познания дедуктивную работу разума воображение, рациональную интуицию, это положение во времена Ломоносова грозило затормозить развитие философского и научного поиска, ограничить человеческое познание лишь пределами эмпирически постигаемой действительности.

Ломоносов уже в самом начале своего творческого пути с поразительным в молодом мыслителе чувством меры отдает должное и картезианскому и ньютонианскому подходу, не будучи удовлетворен ни тем, ни другим в отдельности, и пытается найти свой метод познания, в котором диалектически совместились бы рациональное и чувственное, теоретическое и практическое, интуитивное и опытное начала: Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. Но считаю необходимым сообразовать опыты с нуждами физики. Те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берут с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем: ибо они или не замечают лучшего и необходимейшего, или не умеют воспользоваться тем, что видят или постигают при помощи остальных чувств.

Точно таким же чувством меры отмечено первое высказывание Ломоносова о месте вышнего творца в системе научного познания. Вопрос этот весьма сложен. Наивно было бы делать из Ломоносова атеиста, что, к сожалению; достаточно назойливо проделывается в научно-популярной литературе о нем. Идеи Бога он не отвергал, но понимал ее по-своему. Для Ломоносова с самого начала характерен гносеологический пафос отношения к Богу, творцу естественных законов: У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя. Пример объяснения творения дают следующие примеры. Примечательна последняя никак, впрочем, не распространенная фраза в этом высказывании: Ломоносов уже готовится к неизбежному, как он понимает, спору с церковниками, который со всей остротой и издержками того времени разгорится у него в

1750 начале 1760-х годов.

Но самое главное здесь: как бы вскользь брошенное точное определение своей, скажем так, научно- методологической базы метод философствования, основанный на атомах. Ломоносов, уже в начале пути выступая убежденным атомистом, видит в этом атомистическом мировоззрении единственную возможность универсального истолкования физических процессов, характеризующих мировую бесконечность. Этим-то и было продиктовано следующее его высказывание, показывающее, насколько тесно связана будущая успешная реализация всех гениальных задатков его личности с правильным философским методом, благодаря которому сама реализация и стала возможной и который так рано был им выработан: Сколь трудно полагать основания Ведь при этом мы должны как бы одним взглядом охватывать совокупность всех вещей, чтобы нигде не встретилось противопоказаний. . . Я однако отваживаюсь на это, опираясь на положение или изречение, что природа крепко держится своих законов и всюду одинакова.

Все эти высказывания взяты из записок Ломоносова, которые он вел для себя в первые годы по приезде из Германии и которые в дальнейшем, при систематизации его рукописного наследия, получили название 276 заметок по физике и корпускулярной философии 17411743. Свою грандиозную программу испытания натуры Ломоносов начал составлять в ту

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
У почтальона Печкина после 40 лет одиночества появится любимая женщина
У почтальона Печкина после 40 лет одиночества появится любимая женщина Создатели нового "Простоквашино" поделились неожиданными подробностями сюжета мультсериала.
YouTube заблокировал клип рэпера Хаски «Иуда»
Клип музыканта Дмитрия Кузнецова, известного под сценическим псевдонимом Хаски, больше не доступен на YouTube.
Умер сценарист вестерна «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид»
Господин Голдман наиболее известен в качестве автора сценария одного из самых известных вестернов «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», за который получил «Оскар».
Виктор Коротич стал лауреатом Национальной оперной премии «Онегин»
Оперный певец Виктор Коротич, дебютировавший на сцене театра «Зазеркалье» с партией Грязного в «Царской невесте», получил высшую награду – премию «Онегин».
Владимир Путин выступил на гала-открытии Культурного форума
Глава государства Владимир Путин прибыл в Петербург и выступил на гала-открытии VII Международного культурного форума.
Сиквел «Фантастических тварей» возглавил российский прокат
Фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» возглавил российский прокат, собрав 141 млн рублей в день премьеры.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика