lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 104


Мысль о единстве мира, единстве законов, управляющих природой и человеком, неразлучная с Ломоносовым, настоятельно требовала от него добывать себе подтверждения не только в виде научных определений. Человек органичный и непосредственный, он постигал Истину не одной какой-то стороной сознания, а всем своим духовным организмом. Он не столько усматривал, сколько переживал Истину . Точнее, непосредственное ее усмотрение всегда сопровождалось у него мощнейшим эмоциональным аккомпанементом, который блистательно определил Н. В. Гоголь, говоря о Ломоносове чистосердечная сила восторга.

Обращение такого человека, как Ломоносов, к поэзии было неизбежно и благотворно. Он не был поэтом по должности. Не понять этого значит с самого начала заказать себе пути в его поэтический мир.

В 1741-1743 годах Ломоносов создал стихотворения, которые и по сей день сохраняют
не только историко-литературное, но и художественное свое значение, почти не утратив за
два с половиной столетия способности воздействовать на души, эстетически и нравственно
отзывчивые. Главным среди них должно назвать Оду на прибытие ее величества великая
государыни императрицы Елизаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по
коронации. Она по своей поэтической силе, несомненно, превышает все созданное им в
этом жанре до тех пор. Ни две оды 1741 года, посвященные Иоанну Антоновичу, ни
декабрьское Всеподданнейшее поздравление 1741 года Шмелина, обращенное уже к
Елизавете по случаю восшествия на престол и дня рождения и переведенное Ломоносовым,
ни ода 1742 года Петру Федоровичу, ни Венчанная надежда Юнкера, переведенная
Ломоносовым в том же 1742 году ни одно из этих произведений несмотря на отдельные
хорошие стихи и даже строфы не может сравниться с Одой на прибытие. Ее можно
соотнести лишь с охтинской одой как по размаху и глубине идей, так и в связи с тем
примечательным обстоятельством, что написана она подобно Оде на взятие Хотина без
малейшего нажима извне, по собственному почину и вдохновению в то время как во всех
остальных случаях внешнее побуждение или даже почти прямая подсказка, говоря языком
нашего времени со стороны Шумахера более чем вероятна а переводы из Юнкера и
Штелинате так просто делалисьпо должности.

Ода на взятие Хотина сие первородное чадо стремящегося воображения по непреложному пути, по выражению А. Н. Радищева была торжественной увертюрой ко всему поэтическому творчеству Ломоносова. Здесь, как уже говорилось в своем месте, он обозначил исторические границы того процесса, который привел к перевороту всего жизненного уклада России в начале XVIII века от Ивана Грозного до Петра, и воспел, воспользовавшись более или менее значительным поводом, современную военно-государственную мощь России как результат титанической деятельности царя-преобразователя, царя-просветителя. Великолепные батальные картины, в которых мастерство в создании пластически-рельефных образов и прежде всего гениальный метафорический дар Ломоносова празднуют свой настоящий триумф, завершаются отрадными картинами мирной жизни, покоя, тишины, воцаряющейся на месте недавнего сражения положившего конец чуждому господству:

 

Казацких Поль заднестрский тать Разбит, прогнан, как прах, развеян, Не смеет больше уж топтать, С пшеницей где покой насеян. Безбедно едет в путь купец, И видит край волнам пловец, Нигде не знал, плывя, препятства. Красуется велик и мал;

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика