С песком мутит, зыбь на зыбь ставит,
Касается морскому дну,
На сушу гонит глубину
И с морем дождь и град мешает:
Так Росс
противных низлагает. lt; . . . gt;
Всяк
мнит, что равен он Алкилу
И что, Немейским львом покрыт Или ужасную Эгиду Нося, врагов своих страшит:
Пронзает, рвет и рассекает, Противных силу презирает. Смесившись с
прахом, кровь
кипит; Здесь шлем с главой, там труп лежит, Там меч, с рукой
отбит, валится,
Коль злоба жестоко казнится
Не надо быть специалистом, чтобы
увидеть, что эти стихи содержат в себе зародыш всей нашей будущей батальной
поэзии; в них корни и героических од Г. Р. Державина, и Полтавы
А. С. Пушкина,
и Бородина М. Ю. Лермонтова. Ломоносов создает пристойные и вещь выражающие
речи, которые впоследствии войдут в художественные миры крупнейших наших
поэтов как их собственные настолько он гармонически точен, если
воспользоваться пушкинским словом, в создании и первоначальном употреблении
этих речей, этих, по определению самого Ломоносова, поэтических
корпускул, уже
навсегда вошедших в нашу духовную атмосферу. А приглядевшись более пристально
к приведенным стихам Ломоносова, можно увидеть, как в них проступают
некоторые характерные черты соответствующих стихотворений К. Н. Батюшкова, Ф.
Н. Глинки, Н. М. Языкова и др.
Столь впечатляющее описание ужасного
лика войны и
смерти служит в Оде на прибытие необходимым фоном для главного призыва, с
которым поэт обращается к людям, в следующей строфе. Обращается как носитель
высшей Истины, как посредник меж землей и небесами. Если императрицу бог
увещевал его устами напрямую, то к людям он взывает, пересказывая, что
называется, своими словами Глагол небес. Поэт, подобно герою-резонеру на
мировом театре, с указующим перстом, направленным на страшное месиво из
обрубков тел и обломков оружия, из крови и праха на эти жуткие итоговые
проявления безумия, вызванного злобой, коварством, алчностью, ложью и
именуемого войною, произносит свой страстный монолог, который разносится по
всему земному кругу и исполнен высокой патетики, сострадания к
человеку, сознания
своей правоты:
Народы, ныне
научитесь, Смотря
на страшна гордых казнь, Союзы разрушать блюдитесь, Храните искрению приязнь;
На множество не уповайте И тем небес не раздражайте: Мечи, щиты и крепость
стен Пред Божьим гневом гниль и тлен: Пред ним и горы исчезают, Пред ним
пучины иссыхают.
Россия в Оде на
прибытие, восстанавливая
попранную справедливость, отраду с тишиной приводит, любя вселенная покой. . .
дарует мирные оливы. Но побежденная Война при Шведских берегах с ужасным
стоном возрыдает, оттого что ей пришлось