lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 111


прервать свой кровавый пир. Ей противостоит мир, названный в оде Союзом вожделенным. Он глас возносит к ней смиренный, и в своих увещеваниях не оставляет никакого будущего для нее, смертоносной:

 

Мечи твои и копья вредны Я в плуги и серпы скую; Пребудут все поля безбедны, Отвергнув лету власть твою. На месте брани и раздора Цветы свои рассыплет Флора. Разить не будет серный прах Сквозь воздух огнь и смерть в полках.

 

Если в Оде на взятие Хотина мир выступал как нечто желанное, то в Оде на прибытие мир выступает как должное, как государственная и гуманистическая программа. Причем здесь в намеке уже присутствует мысль о том, что деятельной попечительницей о материальной мощи государства без чего и мир не может быть прочным является наука. Вот, например, поэт упоминает в обращении к Елизавете совсем еще свежее известие 29 октября 1742 года о победе науки во славу России об успешном достижении русской морской экспедицией В. Беринга и А. И. Черикова 7 декабря 1741 года американских берегов:

 

К тебе от восточных стран спешат

Уже Американские волны

В Камчатский порт, веселья полны.

 

Вот толпа стихотворцев, завидующих поэту ибо его слог сложен из похвал правдивых в отличие от их слога, исполненного басней лживых, восклицает:

 

Всех жен хвала, Елизавет, Сладчайший Музам век дает. В ней зрятся истинны доброты, Геройство, красота, щедроты.

 

То, что истинны доброты и т. д. соотнесены с именем Елизаветы, это, так сказать, похвала авансом. А вот то, что все эти блага соотнесены с Музами, это уже связь реальная, объективная. И чем скорее власть это поймет, тем сильнее и славнее она станет. Причем здесь имеются в виду все музы, все девять богинь, покровительниц не только искусства, но и науки.

Толпа стихотворцев в конце оды возникает, надо думать, не случайно. Ломоносов вполне сознавал свое коренное отличие от присяжных панегиристов императрицы: его похвалы идут от сердца, и в этом смысле они правдивы. Свою задачу он видит в том, чтобы воспитать в высшей власти дух ответственности за судьбу вверенного ей народа, чтобы указать ей пути достижения величества, могущества и славы, чтобы мир, покой, тишину представить и как цель и как средство всей государственной деятельности, чтобы вдохновить власть на утверждение сладчайшего века искусствам и наукам и, наконец, чтобы, воспитав в ней все это, такую власть воспеть. Ни Шмелин, ни Юнкер в таких масштабах, с такой страстью и с таким бескорыстием, как Ломоносов, конечно же, не переживали поворотный момент в жизни сознательной части русского общества, связанный с приходом Елизаветы к власти. И уж не в них ли метил Ломоносов в последней строфе своей оды:

 

Красуйся, дух мой восхищенный,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика