lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 114


научным существом предмета спора, а не сугубо личными симпатиями или антипатиями как станет десятилетие спустя. Это была именно литературная полемика, чему во многом способствовали и внешние условия. При дворе еще не произошло размежевания противоборствующих сил. Елизавета только что взошла на престол. Петр Федорович, ставший наследником, только приехал в Россию, а София-Фредерика-Августа, принцесса Ангальт-Цербстская, будущая жена его и будущая императрица Екатерина II, еще сидела с матерью у себя в Штеттине и о русской короне не помышляла. Это потом Ломоносов станет человеком Елизаветы Петровны и братьев Шуваловых, Сумароков человеком великой княгини Екатерины Алексеевны и братьев Паниных, а Тредиаковский старательным помощником Святейшего Синода. Потом, поневоле вовлеченные в междоусобную, скрытую борьбу этих сил, они перейдут на личности, частью сознательно, а частью бессознательно служа интересам этих сил а подчас и забавляя их непримиримостью друг к другу.

Да и Академия еще пребывала в полной неопределенности относительно того, что нужно новой власти, и на всякий случай, впрок, поддерживала те или иные начинания, исходившие от русских ученых. Так что выход книги Три оды парафрастические не был осложнен какими-нибудь радикальными трудностями. Словом, здесь был тот редкий для того времени случай, когда литературная борьба носила принципиально творческий характер, когда стремление к отысканию Истины по самой сути своей было бескорыстно исследовательским.

Основной спор между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым шел о художественно-выразительных возможностях различных стихотворных размеров. Ломоносов и принявший в ту пору его сторону Сумароков считали ямб наиболее подходящим для важных материй размером. Тредиаковский же совершенно справедливо полагал, что ни которая из сих стоп сама собою не имеет как благородства, так и нежности, но что все сие зависит токмо от изображений, которые стихотворец употребляет в свое сочинение.

Этот теоретический спор попытались решить посредством своеобразного поэтического состязания. Все трое переложили 143-й псалом русскими стихами Ломоносов и Сумароков ямбом, Тредиаковский хореем. Так появилась книжка Три оды парафрастические, в предисловии к которой Тредиаковский, назвав имена трех стихотворцев, умолчал о том, который из них которую оду сочинил. Ответить на этот вопрос предлагалось читателям: Знающие их свойства и дух, тотчас узнают сами, которая ода через которого сложена. Несмотря на то, что в теории Тредиаковский оказался гораздо ближе к истине, чем Ломоносов последний несколько лет спустя тоже попробовал переложить один псалом хореем, на практике в 1743 году безусловную художническую победу одержал Ломоносов. Его переложение 143-го псалма лаконичнее, торжественнее, по духу гораздо ближе к древнему подлиннику. Именно от Ломоносовского переложения 143-го псалма берет свое начало мощная традиция русской философской и гражданской лирики традиция переложения псалмов, представленная в дальнейшем именами Г. Р. Державина, поэтов-декабристов, Н. М. Языкова и др. Что же касается позиции Тредиаковского в споре о выразительных возможностях стихотворных размеров, то она получила свое высшее художественное оправдание в философских стихотворениях А. С. Пушкина Жил на свете рыцарь бедный. . . , Ф. И. Тютчева, переводах В. А. Жуковского, которые по-настоящему реабилитировали хорей с точки зрения его способности вмещать в себя не только легкое, шутливое но и серьезное содержание

В своем месте мы уже приводили отрывок из Ломоносовского переложения 143-го псалма, а именно тот, где звучит тема врагов. С этой точки зрения, библейский текст удивительно точно совпадал с общим настроением Ломоносова в период наибольшего ожесточения его схваток с академическими противниками. Но совпадение тут прослеживается не только чисто биографическое, событийное. При чтении этого произведения необходимо учитывать еще и тот стремительный взлет научной мысли Ломоносова, то этическое раскрепощение его сознания, то высокое напряжение

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В Москве пройдет фестиваль «КиноПоиск показывает»
Мероприятие откроется первым в РФ показом фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь», который представят 1 июня. Напомним, лента удостоилась приза жюри Каннского кинофестиваля, у зрителей после показа будет возможность обсудить ее с продюсером.
Фестиваль кузнечного дела «День рождения Левши» пройдет в Туле
В течение всего фестиваля выступят тульские артисты: оркестр народных инструментов и ансамбль волынщиков "Лаверден", солисты и популярные рок-группы, сводный молодежный хор, артисты Театра огня "ЭРА".
Пятые «Пираты Карибского моря» стартовали в России с новым рекордом
Учитывая рынок СНГ, новые "Пираты" заработали и вовсе более миллиарда рублей, что также является новым рекордом. Отметим, что в США картина о Джеке Воробье довольно скромно показала себя на старте. Фильм за три дня собрал 75 миллионов долларов, что является худшим результатом франшизы.
В сети появился первый трейлер фильма «Салют-7»
Опубликован первый трейлер фильма "Салют-7", который рассказывает о спасении советской космической станции, переставшей отвечать на сигналы с Земли.
Бузова поскандалила с Киркоровым на вручении премии RU.TV
Филипп Киркоров был приглашён на вручение музыкальной премии телеканала RU.TV в качестве ведущего, но объявлять его в роли победителя одной из номинаций (за лучшее концертное шоу) доверили Ольге Бузовой.
В Орле выбрали «Тургеневскую девушку»
Напомним, в рамках фестиваля «Мода на русское» в Орле прошел Межрегиональный конкурс русского стиля и этикета «Тургеневская девушка». Проходило мероприятие в драмтеатре Тургенева. Участие в нем приняли 9 представительниц из разных регионов ЦФО, театров и творческих коллективов Орла.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика