lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 115


патриотической идеи, короче, тот небывалый духовный подъем, который он переживал в 1741-1743 годы и который нашел свое воплощение в рассмотренных выше диссертациях, заметках и поэтических сочинениях.

Если сравнить помещенные под одной обложкой стихотворения Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского, то можно легко убедиться в том, что Ломоносовская вариация на библейскую тему выгодно отличается от соперничающих с нею благородством и естественностью интонации, выдержанностью и гармонией стиля и, скажем так, торжественно- весомым немногословием в переложении Ломоносова 60 строк, Сумарокова 66, Тредиаковского 130. Все это не в последнюю очередь объясняется духовным самостояньем Ломоносова, которое к этому времени уже было им обретено.

Идущие вначале размышления о суетности и бренности существования людей, погруженных в дольные заботы, передаются тремя поэтами по-разному, и в том, как они передаются, видно, что все трое находятся на разных ступенях духовного освобождения.

Вот Сумароков, более всего озабоченный мимолетностью и хрупкостью человеческой жизни, скорой погибелью нашей красоты буде есть некоторая:

 

Правитель бесконечна века Кого Ты помнишь человека. Его днесь век, как тень приходит: Все дни его есть суета. Как ветер пыль в ничто приводит, Так гибнет наша красота. Кого Ты, Творце, вспоминаешь Какой Ты прах днесь прославляешь

 

Вот Тредиаковский, в самое сердце пораженный мыслью об абсолютной ничтожности и слабости человека перед творцом:

 

Но смотря мою на подлость И на то, что беден и мал, Прочих видя верх и годность, Что ж их жребий не избрал, Вышнего судьбе дивлюсь, Так глася, в себе стыжусь: Боже кто я, нища тварь От кого ж и порожденный Пастухом определенный Как О как могу быть Царь

 

И вот Ломоносов, озабоченный не хрупкостью живой красоты или подлостью, бедностью, малостью человека, а именно суетностью и тщетой жизни, в которой отсутствует смысл и нет даже малейшего поползновения к его отысканию, в которой все однообразно и пусто:

 

О Боже, что есть человек, Что ты ему себя являешь, И как его ты почитаешь, Которого толь краток век Он утро, вечер, ночь и день Во тщетных помыслах проводит; И так вся жизнь его проходит, Подобно как пустая тень.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика