патриотической идеи, короче,
тот небывалый духовный подъем, который он переживал в 1741-1743 годы и
который нашел свое воплощение в рассмотренных выше диссертациях, заметках и
поэтических сочинениях.
Если сравнить
помещенные под
одной обложкой стихотворения Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского, то
можно легко убедиться в том, что Ломоносовская вариация на библейскую тему
выгодно отличается от соперничающих с нею благородством и естественностью
интонации, выдержанностью и гармонией стиля и, скажем так, торжественно-
весомым
немногословием в переложении Ломоносова 60
строк, Сумарокова 66, Тредиаковского
130. Все это не в последнюю очередь объясняется духовным самостояньем
Ломоносова, которое к этому времени уже было им обретено.
Идущие вначале
размышления о
суетности и бренности существования людей, погруженных в дольные
заботы, передаются
тремя поэтами по-разному, и в том, как они передаются, видно, что все трое
находятся на разных ступенях духовного освобождения.
Вот
Сумароков, более всего
озабоченный мимолетностью и хрупкостью человеческой жизни, скорой погибелью
нашей
красоты буде есть некоторая:
Правитель
бесконечна века Кого
Ты помнишь человека. Его днесь век, как тень приходит: Все дни его есть суета.
Как ветер пыль в ничто приводит, Так гибнет наша красота. Кого
Ты, Творце, вспоминаешь
Какой Ты прах днесь прославляешь
Вот Тредиаковский, в самое
сердце пораженный мыслью об абсолютной ничтожности и слабости человека перед
творцом:
Но смотря мою
на подлость И на
то, что беден и мал, Прочих видя верх и годность, Что ж их жребий не избрал,
Вышнего судьбе дивлюсь, Так глася, в себе стыжусь: Боже кто я, нища тварь
От кого ж и порожденный Пастухом определенный Как О как могу быть Царь
И вот Ломоносов, озабоченный
не хрупкостью живой красоты или подлостью, бедностью, малостью человека, а
именно суетностью и тщетой жизни, в которой отсутствует смысл и нет даже
малейшего поползновения к его отысканию, в которой все однообразно и пусто:
О Боже, что
есть человек, Что
ты ему себя являешь, И как его ты почитаешь, Которого толь краток век Он утро,
вечер, ночь и день Во тщетных помыслах проводит; И так вся жизнь его
проходит, Подобно как пустая тень.