lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 120


почему гораздо важнее подчеркнуть ту поэтическую непосредственность, с которой Ломоносов выражал а не формулировал новые истины.

Существует мнение, что Ломоносов является представителем так называемой научной поэзии, что он в своем творчестве гармонично соединял или органично синтезировал несоединимое: науку и поэзию. Спорить с этим трудно. Но, пожалуй, все-таки стоит.

Научная поэзия существовала и до Ломоносова, и при нем, и после него. Старший его современник выдающийся английский поэт Александр Попу 1688-1744 написал, к примеру, огромную поэму Опыт о человеке, в которой чеканным ямбом запечатлел все известные ему философские доктрины, касающиеся нравственной сущности человека в ее отношениях к природе и обществу. Вот уж кто действительно соединял науку и философию с поэзией, причем соединял сознательно и методично. И преуспел в этом. Позднее Вольтер, находившийся в начале своего пути под сильнейшим влиянием Попа, сочинил Поэму о естественном законе 1754, где дал, по сути дела, поэтический конспект некоторых важных положений физики Ньютона и философии Локка и Лейбница и на основе этих взаимоисключающих учений пришел к выводу о необходимости для человечества следовать во всем религии разума, а не веры, естественной религии, как он сам ее называл. Более древние времена тоже дают примеры поэзии в этом роде. Так, римский поэт Лукреций обстоятельно изложил материалистическое учение греческого философа Эпикура в поэме О природе вещей. То, что названные поэты перелагали стихами чужие теории, нисколько не умаляет значения их произведений: каждое из них сыграло выдающуюся просветительскую роль для своей эпохи, каждое из них имеет большое историко-литературное значение и известную научную ценность поэма Лукреция тем более, что от наследия Эпикура остались только фрагменты. Если же к этому добавить их несомненные эстетические достоинства то присоединение Ломоносовской поэзии в этот литературный ряд выглядит вполне уместным и даже вполне достойным.

И все-таки Ломоносов в корне противостоит традициям научной поэзии в том их виде, как они сложились к моменту его творческого созревания. Для Лукреция, Попа, Вольтера характерно, прежде всего, позитивное изложение чужих учений. Перед ними действительно стояла проблема гармонического соединения, органического синтеза поэзии и науки. Поэзия для них свое, наука внешнее, в поэтическом изложении происходило снятие этого противоречия. Ломоносов же интересен тем, что в его сознании наука и поэзия не были антагонистически разорваны. В стихах его выражено прежде всего лирическое переживание истины, явившейся ему, пронизавшей все его существо, истины, облеченной не в понятие, а в художественный образ. Причем этот образ истины сразу начинает жить своею жизнью, управляет всем произведением. Ведь строго рассуждая, в Утреннем размышлении физическая картина состояния солнечного вещества вовсе даже и не аргументирована научно, а угадана художественно. Здесь не гипотеза, а образ. Точно так же и в Вечернем размышлении не разбор различных ученых мнений о природе северных сияний лежит в основе произведения это было бы приличнее для специмена, диссертации но говоря словами Ломоносова священный ужас перед неисчислимым разнообразием таинственных, еще не объясненных явлений природы Не случайно он предваряет свои вопросы к книжкам такими стихами, в которых выражено недоумение по поводу того, что природа нарушает свой же устав:

 

Но где ж, натура, твой закон С полночных стран встает заря Не солнце ль ставит там свой трон Не льдисты ль метут огнь моря Се хладный пламень нас покрыл Се в ночь на землю день вступил

 

Так, несколькими энергичными мазками Ломоносов создает художественный образ

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика