lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 120


почему гораздо важнее подчеркнуть ту поэтическую непосредственность, с которой Ломоносов выражал а не формулировал новые истины.

Существует мнение, что Ломоносов является представителем так называемой научной поэзии, что он в своем творчестве гармонично соединял или органично синтезировал несоединимое: науку и поэзию. Спорить с этим трудно. Но, пожалуй, все-таки стоит.

Научная поэзия существовала и до Ломоносова, и при нем, и после него. Старший его современник выдающийся английский поэт Александр Попу 1688-1744 написал, к примеру, огромную поэму Опыт о человеке, в которой чеканным ямбом запечатлел все известные ему философские доктрины, касающиеся нравственной сущности человека в ее отношениях к природе и обществу. Вот уж кто действительно соединял науку и философию с поэзией, причем соединял сознательно и методично. И преуспел в этом. Позднее Вольтер, находившийся в начале своего пути под сильнейшим влиянием Попа, сочинил Поэму о естественном законе 1754, где дал, по сути дела, поэтический конспект некоторых важных положений физики Ньютона и философии Локка и Лейбница и на основе этих взаимоисключающих учений пришел к выводу о необходимости для человечества следовать во всем религии разума, а не веры, естественной религии, как он сам ее называл. Более древние времена тоже дают примеры поэзии в этом роде. Так, римский поэт Лукреций обстоятельно изложил материалистическое учение греческого философа Эпикура в поэме О природе вещей. То, что названные поэты перелагали стихами чужие теории, нисколько не умаляет значения их произведений: каждое из них сыграло выдающуюся просветительскую роль для своей эпохи, каждое из них имеет большое историко-литературное значение и известную научную ценность поэма Лукреция тем более, что от наследия Эпикура остались только фрагменты. Если же к этому добавить их несомненные эстетические достоинства то присоединение Ломоносовской поэзии в этот литературный ряд выглядит вполне уместным и даже вполне достойным.

И все-таки Ломоносов в корне противостоит традициям научной поэзии в том их виде, как они сложились к моменту его творческого созревания. Для Лукреция, Попа, Вольтера характерно, прежде всего, позитивное изложение чужих учений. Перед ними действительно стояла проблема гармонического соединения, органического синтеза поэзии и науки. Поэзия для них свое, наука внешнее, в поэтическом изложении происходило снятие этого противоречия. Ломоносов же интересен тем, что в его сознании наука и поэзия не были антагонистически разорваны. В стихах его выражено прежде всего лирическое переживание истины, явившейся ему, пронизавшей все его существо, истины, облеченной не в понятие, а в художественный образ. Причем этот образ истины сразу начинает жить своею жизнью, управляет всем произведением. Ведь строго рассуждая, в Утреннем размышлении физическая картина состояния солнечного вещества вовсе даже и не аргументирована научно, а угадана художественно. Здесь не гипотеза, а образ. Точно так же и в Вечернем размышлении не разбор различных ученых мнений о природе северных сияний лежит в основе произведения это было бы приличнее для специмена, диссертации но говоря словами Ломоносова священный ужас перед неисчислимым разнообразием таинственных, еще не объясненных явлений природы Не случайно он предваряет свои вопросы к книжкам такими стихами, в которых выражено недоумение по поводу того, что природа нарушает свой же устав:

 

Но где ж, натура, твой закон С полночных стран встает заря Не солнце ль ставит там свой трон Не льдисты ль метут огнь моря Се хладный пламень нас покрыл Се в ночь на землю день вступил

 

Так, несколькими энергичными мазками Ломоносов создает художественный образ

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Мединский назвал «Движение вверх» самым удачным российским фильмом
Глава Минкультуры отметил спортивную драму «Движение вверх». Об этом Владимир Мединский написал в своей авторской колонке на сайте ТАСС.
Фильм «Движение вверх» побил рекорд «Последнего богатыря»
К прошедшим выходным «Движение вверх» заработало 1,69 млрд рублей, в то время как выручка «Последнего богатыря» за весь период российского проката составила 1,67 млрд рублей.
Актера фильма «Бумер» госпитализировали с панкреатитом
Актер Сергей Горобченко госпитализирован с панкреатитом. Об этом он написал в своем Instagram.
Продажи альбомов Cranberries подскочили после смерти солистки
Спрос на музыку Cranberries резко увеличился после известий о внезапной смерти солистки коллектива Долорес О'Риордан.
В Саудовской Аравии впервые за 35 лет публично показали кино
Культурный прорыв на днях произошел в Саудовской Аравии: здесь впервые после 35-летнего запрета разрешили публично продемонстрировать кино жителям страны.
Фильмы с Вячеславом Тихоновым покажут бесплатно в честь юбилея артиста
«К 90-летию со дня рождения Вячеслава Тихонова #Москино покажет фильмы с его участием».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика