lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 155


сложенные, и это подразделение тут же пояснялось примером: Ночь, представленная в уме, есть простая идея. Но когда себе представишь, что ночью люди поела трудов покоятся, тогда будет уже сложенная идея: для того что соединится пять идей, то есть о дни, о ночи, о людях, о трудах и о покое.

Среди главных душевных дарований оратора и писателя Ломоносов особо выделял соображение: Сочинитель слова тем обильнейшими изобретениями оное обогатить может, чем быстрейшую имеет силу соображения, которая есть душевное дарование с одною вещаю, в уме представленною, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные. . . Эта способность, будучи соединена с рассуждением, называется остроумие вспомним отзыв Эйлера о ломоновских диссертациях.

Ломоносов всячески старался привить своим читателям вкус к самостоятельному, неординарному мышлению. Развивая тезис о силе соображения и остроумии не путать о острословием, он допускал, даже приветствовал и неожиданное, парадоксальное развитие темы: . . . должно смотреть, чтобы приисканные идеи приличны были к самой теме, однако не надлежит всегда тех отбрасывать, которые кажутся от темы далековато: ибо она иногда. . . могут составить изрядные и к теме приличные сложенные идеи. Это сопряжение далековатых идей было отличительной чертой прозаического и поэтического стиля самого Ломоносова, чем-то вроде марки мастера.

Чтобы показать, как изобретаются одни только простые идеи которые подразделяются на первые, вторичные и т. д. , Ломоносов берет в качестве примера тему Неусыпный труд препятства преодолевает. Для удобства и яснейшего понятия он приводит следующую таблицу:

 

Термины

а. ГТервые идеи б Вторичные идеи

f ymZ2 послушание, подражание Другие страсти, любовь, желание, ободрение, исполнение, отчаяние, как сон.

2.   Богатство Золото, камни дорогие, Домы, сады, слуги, Бог, друзья, от своих трудов, убожество.

3.   Честь Доступ до знатных, похвала, власть.

4.   Утро Возбуждение, скрытие звезд, заря, восхождение солнца, пение птиц.

5.   Вечер Темнота, холод, роса, звери, из нор выходящие.

6.   День Теплота, свет, шум, вбирание на праздных.

7.   Ночь Дремание, молчание, луна, звезды.

 

По существу, здесь дан школьный пример того, как должно одним взглядом охватывать совокупность всех вещей. Ломоносов приучал читателей к тому, чем сам обладал в высшей степени, к способности видеть мир и каждое его явление в сквозной перспективе, в его неисчислимых связях и прямо-таки головокружительном многообразии. Каждый термин в заданной теме мертв, пуст и гол сам по себе, но оживает, наполняется смысловыми и эмоциональными оттенками, украшается различными ассоциациями, порой неожиданными, благодаря силе соображения, вдохнувшей в них душу живу. Ломоносов как бы говорит своим ученикам дерзайте, учитесь каждое понятие видеть в дивной разности, во всем богатстве смыслов, пульсирующих в нем: В сем примере хотя только первые и вторичные идеи и те из немногих мест риторических к терминам приложены, однако ясно видеть можно, что чрез сии правила соображение человеческое иметь может великое вспоможение и от одного термина произвести многие идеи.

Последующие главы первой части О изобретении знакомили читателей с основами логики и синтаксиса, что видно уже из их названий: О сопряжении простых идей, О пополнении периодов и распространении слова, Об изобретении доводов.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика