lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 156


Шестая глава первой части посвящена одному из основных разделов ораторского искусства и называется О возбуждении, утолении и изображении страстей. Здесь показано, какою трудной ценой дается убеждение аудитории в правоте своего мнения, как много надо знать для того, чтобы, выведя слушателей из состояния душевного равновесия, подчинить их правому мнению: . . . чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие, должно самым искусством чрез рачительное наблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих.

В идеале оратор, владеющий аудиторией, должен соответствовать следующим требованиям: Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1. когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец, 2. ежели его народ любит за его заслуги, 3. ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен. . . 4. ежели он знатен породою или чином, 5. с важности знатного чина и породы купно немало помогает старость, которой честь и повелительство некоторым образом дает сама натура.

Такой оратор должен учитывать следующие главные слушателей свойства: 1. возраст, 2. пол, 3. воспитание, 4. образование у людей обученных надлежит возбуждать страсти с умеренною живости, а у простаков и у грубых людей должно употреблять всю силу стремительных и огорчительных страстей: для того, что нежные и плачевные столько у них действительны, сколько лютне у медведей.

Важное место в первой части Риторики занимает глава седьмая О изобретении витиеватых речей, в которой говорится одновременно о важности этого приема и о необходимости соблюдать меру в пользовании им. Витиеватые речи, пишет Ломоносов которые могут еще называться замысловатыми словами или острыми мыслями, суть предложения, в которых подлежащее и сказуемое сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или и чрезъестественным образом, и тем составляют нечто важное или приятное. . . Затем приводится целый ряд примеров, заимствованных у древних авторов и своих собственных, показывающих, насколько действенным может быть этот прием: Глупости бедный приводит в смех, а сильный в слезы, Праведный гнев есть милосердие, Гомер, когда прославлял других своими стихами, тогда и сам себя вечной памяти предал, Когда тебя уязвит безумный поношением, раны лечить не старайся, то скоро исцелуешь и т. д. Однако ж витиеватые речи опасны тем, что могут незаметно для оратора из средства превратиться в цель. Вот почему, отдавая должное этому приему как одному из основных в ораторском искусстве, Ломоносов все-таки пишет: Ни в чем красноречие так не утверждается на примерах и на чтении и подражании славных авторов, как в витиеватом роде слова. . . ибо не токмо сие требуется, чтобы замыслы были нечаянны и приятны, но сверх того за ними излишне гонючись не завраться, которой погрешности часто себя подвергают нынешние писатели: для того что они меньше стараются о важных и зрелых предложениях, о увеличении слова чрез распространения или о движении сильных страстей, нежели о витийстве. Вместо нынешних писателей вспомним рекомендации Миллера Ломоносов предлагает будущим ораторам в качестве примеров соблюдения такта в употреблении витиеватых очей византийских автолов Иоанна Ламаскина Анджея Критского, Григория Назианзина.

Вторая часть О украшении интересна прежде всего мыслями Ломоносова, в которых уже вырисовываются очертания его будущей теории трех штилей. В 165 читаем: Чистота штиля зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. В первом способствует прилежное изучение правил грамматических, во втором выбирание из книг хороших речений и выражений, в третьем старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают. Что до чтения книг надлежит, то перед прочими советую держаться книг церковных для изобилия речений, не для чистоты, от которых чувствую себе немалую

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Медведева и Плющенко показали зажигательные танцы на японском ТВ
Российская фигуристка Евгения Медведева выступила на японском телевидении в образе персонажа аниме Сейлор Мун. Видео было опубликовано в Twitter Олимпийского комитета России. Отметим, что Медведева предстала в этом образе не в первый раз.
Глава ДНР Захарченко признал, что «Донбасс убить невозможно»
Глава ДНР Александр Захарченко посетил концерт, на котором выступил российский артист Иосиф Кобзон. Об этом сообщает "Донецкое агентство новостей". По его словам, за три года конфликта стало понятно, что "Донбасс убить невозможно".
«Классика на Дворцовой» собрала звезд мировой оперы
В честь Дня города на Дворцовой площади состоялось шоу «Классика на Дворцовой». Перед петербуржцами выступили солисты «Ла Скала», Королевского театра в Ковент-Гардене, Метрополитен-оперы, Венской государственной и Парижской оперы.
Гильдия театральных менеджеров заявила о давлении на Юрия Итина
Правление гильдии театральных менеджеров выразило обеспокоенность информационным давлением на Юрия Итина, экс-гендиректора "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова.
Юный пермяк может поехать на «Детское Евровидение»
У мамы Кирилла несколько судимостей, а отец оставил его. Победителей конкурса определяли зрители НТВ через СМС-голосование. Теперь Кирилл Есин поедет на отборочный тур конкурса «Детское Евровидение» в ноябре этого года.
Юные рязанки попали в национальный отбор «Детского Евровидения-2017»
Рязанская группа «Кудри» попала в национальный отбор «Детского Евровидения-2017». Об этом сообщается в сообществе коллектива "ВКонтакте".
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика