lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 156


Шестая глава первой части посвящена одному из основных разделов ораторского искусства и называется О возбуждении, утолении и изображении страстей. Здесь показано, какою трудной ценой дается убеждение аудитории в правоте своего мнения, как много надо знать для того, чтобы, выведя слушателей из состояния душевного равновесия, подчинить их правому мнению: . . . чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие, должно самым искусством чрез рачительное наблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих.

В идеале оратор, владеющий аудиторией, должен соответствовать следующим требованиям: Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1. когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец, 2. ежели его народ любит за его заслуги, 3. ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен. . . 4. ежели он знатен породою или чином, 5. с важности знатного чина и породы купно немало помогает старость, которой честь и повелительство некоторым образом дает сама натура.

Такой оратор должен учитывать следующие главные слушателей свойства: 1. возраст, 2. пол, 3. воспитание, 4. образование у людей обученных надлежит возбуждать страсти с умеренною живости, а у простаков и у грубых людей должно употреблять всю силу стремительных и огорчительных страстей: для того, что нежные и плачевные столько у них действительны, сколько лютне у медведей.

Важное место в первой части Риторики занимает глава седьмая О изобретении витиеватых речей, в которой говорится одновременно о важности этого приема и о необходимости соблюдать меру в пользовании им. Витиеватые речи, пишет Ломоносов которые могут еще называться замысловатыми словами или острыми мыслями, суть предложения, в которых подлежащее и сказуемое сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или и чрезъестественным образом, и тем составляют нечто важное или приятное. . . Затем приводится целый ряд примеров, заимствованных у древних авторов и своих собственных, показывающих, насколько действенным может быть этот прием: Глупости бедный приводит в смех, а сильный в слезы, Праведный гнев есть милосердие, Гомер, когда прославлял других своими стихами, тогда и сам себя вечной памяти предал, Когда тебя уязвит безумный поношением, раны лечить не старайся, то скоро исцелуешь и т. д. Однако ж витиеватые речи опасны тем, что могут незаметно для оратора из средства превратиться в цель. Вот почему, отдавая должное этому приему как одному из основных в ораторском искусстве, Ломоносов все-таки пишет: Ни в чем красноречие так не утверждается на примерах и на чтении и подражании славных авторов, как в витиеватом роде слова. . . ибо не токмо сие требуется, чтобы замыслы были нечаянны и приятны, но сверх того за ними излишне гонючись не завраться, которой погрешности часто себя подвергают нынешние писатели: для того что они меньше стараются о важных и зрелых предложениях, о увеличении слова чрез распространения или о движении сильных страстей, нежели о витийстве. Вместо нынешних писателей вспомним рекомендации Миллера Ломоносов предлагает будущим ораторам в качестве примеров соблюдения такта в употреблении витиеватых очей византийских автолов Иоанна Ламаскина Анджея Критского, Григория Назианзина.

Вторая часть О украшении интересна прежде всего мыслями Ломоносова, в которых уже вырисовываются очертания его будущей теории трех штилей. В 165 читаем: Чистота штиля зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. В первом способствует прилежное изучение правил грамматических, во втором выбирание из книг хороших речений и выражений, в третьем старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают. Что до чтения книг надлежит, то перед прочими советую держаться книг церковных для изобилия речений, не для чистоты, от которых чувствую себе немалую

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Выставка с редкими работами Малевича открылась в Москве
Не только «Черный квадрат» открывается сегодня в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ.
Голодец и Земан открыли в Москве выставку «Сокровища Пражского града»
В церемонии приняли участие зампредседателя Правительства РФ Ольга Голодец и Президент Чехии Милон Земан.
В Гильдии актеров кино соболезнуют в связи со смертью Годовикова
Директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина делилась своими воспоминаниями об актере Николае Годовикове, скончавшимся в Санкт-Петербурге.
Умер 96-летний джазовый музыкант Джон Хендрикс
Джазовый исполнитель Джон Хендрикс скончался в Нью-Йорке в возрасте 96 лет, сообщает The New York Times со ссылкой на его дочь Арью.
Озвучена последняя воля Николая Годовикова
Актер Николай Годовиков, скончавшийся 23 ноября в Санкт-Петербурге, завещал похоронить себя рядом с супругой на Южном кладбище города.
Телеканал «Царьград» прекращает вещание с 1 декабря
Телеканал «Царьград» в связи со сменой формата прекращает телевизионное вещание с 1 декабря. Об этом сообщает сайт самого телеканала.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика