lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 157


пользу. Сие все каждому за необходимее дело почитать должно: ибо кто хочет говорить красно, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольство пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей.

Здесь в высшей степени важно указание на необходимость устной речевой практики, для чистоты штиля, которая в данном случае выступает едва ли не синонимом литературной нормы языка. Точно также знаменательна здесь рекомендация обогащать свой словарный запас за счет церковнославянской лексики, которая при соблюдении соответствующей меры может дать автору изобилие речений, не противоречащее чистоте штиля.

Весь дальнейший материал второй части охватывает теорию и употребление различных тропов речений метафора, синекдоха, метонимия и т. д. , синтаксиса троны предложений, вопросы произношения, ударения, благозвучия и т. п. короче все то, в чем, по Ломоносову, заключается течение слова, великолепие и сила оного. Вместе с чистотою штиля эти компоненты и составляют украшение риторическое.

Венчает Риторику третья часть О расположении. Если первая часть О изобретении имеет дело со строительным материалом ораторского искусства идеями, облеченными в слово, вторая Об украшении с его инженерной и эстетической обработкой, то третья касается высшей сферы риторики архитектурной. Здесь Ломоносов не просто излагает основы риторической композиции, не только объясняет, что такое, хрия и расположение по силлогизму, он прежде всего приучает читателей к системному мышлению, дает им средство для формирования и выражения общего взгляда на вещи. Помимо того, что это было необходимо мудролюбивым российским отрокам и разного чина людям, устремившимся к знаниям, это находилось в русле собственных устремлений Ломоносова, именно во второй половине 1740-х годов приступившего к систематизация своих научных предположений и вообще культурных начинаний. И именно Ломоносов должен был, предваряя разговор о секретах риторической композиции, написать: Расположение есть изобретенных идей соединение в пристойный порядок. Правила о изобретении и украшении управляют соображение и разбор идей, предводительство, рассуждения есть о расположении учение, которое соискателям красноречия весьма полезно я необходимо нужно. Ибо что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков

Из двух разновидностей расположения натурального я художественного главным и наиболее трудным для освоения является художественное. Если натуральное расположение напрашивается само собою и зависит от времени . . . в римской истории прежде предлагают о Пунической, нежели о Македонской войне. . . , места . . . о верхних говорят прежде, нежели о нижних, о передних прежде, нежели о задних, достоинства . . . о золоте должно предлагать прежде прочих металлов, то расположение художественное требует приведения в действие, по существу, всех ораторских навыков, о которых говорилось ранее: Художественное расположение есть, которое утверждается на правилах. Из оных главные суть следующие: 1. Предложенную тему должно изъяснить довольно, ежели она того требует, к чему служат распространения из мест риторических и избранные парафраз асы. 2. По изъяснении оную доказать несомненными доводами, которые располагаются таким образом чтобы сильные были наперед которые послабее те в середине, а самые сильные на конце. 3. К доказательствам присовокупить возбуждение или утоление страсти, какой материя требует. 4. Между всеми сими рассевать должно по пристойным местам витиеватые речи и вымыслы, первые больше в изъяснениях и в доказательствах, последние в движении страстей.

Ломоносовское руководство не только отличалось ясностью изложения теоретических и практических рекомендаций, но, как говорилось выше, было чем-то вроде хрестоматии по мировой литературе. Примеры, иллюстрирующие тот или иной риторический прием, имели

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Путин поздравил народную артистку РСФСР Ирину Скобцеву с 90-летием
Президент России Владимир Путин поздравил советскую и российскую артистку РСФСР Ирину Скобцеву с 90-летним юбилеем. Телеграмма опубликована на официальном сайте Кремля. Российский лидер отметил десятки блестяще сыгранных ролей и большую педагогическую работу во ВГИКЕ Ирины Константиновны.
День города в Самаре: появилась полная программа мероприятий
В день рождения Самары поставят 5 площадок, где проведут различные развлекательные мероприятия. Возле бассейна ЦСКА расположится площадка «Спортивная Самара», на которой пройдет Спартакиада среди спортивных команд по дворовому мини-футболу, настольному теннису, шашкам и дартсу.
В Казани назвали имена лауреатов премии «Звездный билет-2017»
Григорий Медведев и Элиас Файнгерш стали обладателями "Звездного билета-2017" В рамках официального открытия XI Литературно-музыкального фестиваля "Аксенов-фест" в театре им. Галиаскара Камала прошла церемония награждения победителей премии "Звездный билет-2017".
Владимир Владимиров передал новое фортепиано Сергею Давыдченко
Руководитель региона навестил Сергея в станице Александрийской Георгиевского района во время рабочей поездки и передал новое фортепиано, призванное заменить то, что было повреждено во время майского паводка.
Дмитрий Борисов пообещал зрителям обновить программу «Пусть говорят»
Телеведущий впервые поделился своими переживаниями по поводу нового назначения Денис ПЕТЛЮЧЕНКО / 21 августа До того, как Малахов рассказал о своей новой должности, Дмитрий Борисов молчал о своей роли в программе "Пусть говорят".
Художник-абстракционист Карл Отто Гёц скончался на 104-м году жизни
Художник-абстракционист Карл Отто Гёц, стоявший у истоков немецкого информализма, ушел из жизни в возрасте 103 лет. О смерти художника сообщает Deutsche Welle.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика