lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 159


Ревет и жалостно других увещевает:

Вы сильны на земли, на казнь мою взирайте,

Судите праведно и бога почитайте.

 

Казалось бы, вопрос решен: сила без твердых нравственных оснований вредна для окружающих и к тому же саморазрушительна. Но Ломоносов в конце параграфа приводит последний пример на употребление присовокупления, который вызывает ощущение как раз незаконченности разговора, продолжения размышлений на тему уже в сознании слушателей: Между тем как они такими размышлениями себя беспокоили, ночь наступила и страх умножила. Иными словами, вопрос остается открытым для каждого слушателя и читателя, каждый должен сам найти свой ответ.

Вообще, с этической точки зрения вся Риторика ориентирована на пробуждение и обеспечение риторическим инструментарием индивидуального, самобытного начала в читателях, на привитие им потребности и вкуса к самостоятельному мышлению. Неудивительно поэтому, что и личность самого Ломоносова замечательно ярко запечатлелась на страницах Риторики. Здесь нашли свое отражение и научно-философские, и поэтические, и нравственные воззрения его, и даже его размышления и переживания в связи с злоключениями его личной судьбы. Вряд ли случайно завершается Риторика отрывком из Цицерона, в котором Ломоносов нашел выражение отчаяния, не однажды владевшего им во время борьбы с врагами русской науки в Академии, со своими врагами: Доносят те, которые в его пожитки нахально вступали; отвечает тот, кому они, кроме беды, ничего не оставили. Доносят те, которым принесло прибыль Росциева отца убиение; отвечает тот, кому отеческая смерть принесла не токмо плач и рыдание, но и крайнюю бедность. Доносят те, которые его самого умертвить весьма желали; отвечает тот который и перед суд сей пришел под охранением, чтобы здесь пред очами вашими убит не был. Наконец, доносят те, которым весь парод казни желает; отвечает тот, который от беззаконного их убийства один остался

Наивно было бы ставить знак равенства между подзащитным Цицерона Росцием и Ломоносовым, а также между его врагами и приспешниками Шумахера, но общее эмоциональное настроение приведенного отрывка как нельзя более точно соответствует переживаниям Ломоносова в трудные минуты обострения его поединка с противниками Истины.

Эта способность Ломоносова заимствовать свое у самых разных авторов и позволила ему создать совершенно самобытное произведение об ораторском искусстве, преследующее конкретные цели собственно русского культурного развития. Вся предшествующая мировая теоретическая традиция была приспособлена и подключена Ломоносовым к обслуживанию самобытно-русских культурных потребностей. Все, что Ломоносов слышал на занятиях у Порфирия Райского в Славяно-греко-латинской академии и Иоганна-Адольфа Гартмана 1680- 1744, профессора истории и красноречия в Марбургском университете, все, что он усвоил, читая Риторики Аристотеля, Квинтилиана 35-138, Логина ум. 273, Никола Коссена 1583- 1651, Франсуа Ипомея 1619-1673, Иоганна-Кристофа Готшеда 1700-1766, Феофана Прокоповича и других писателей, все это самым плодотворным образом было использовано Ломоносовым для создания отчетливо-индивидуального, новаторского руководства по красноречию, предназначенного не для узкого круга авторов, изощряющих свое формальное мастерство, а для широкой массы читателей, нуждающихся не столько в цеховых секретах риторических, сколько в общих указаниях на то какою должна быть новая русская речь, выражающая новый образ понятий, новое отношение к миру и человеку.

 

3

 

Бросая общий взгляд на итоги первого периода самостоятельной творческой деятельности Ломоносова, нельзя не прийти к выводу о том, что наиболее полно

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Выставка с редкими работами Малевича открылась в Москве
Не только «Черный квадрат» открывается сегодня в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ.
Голодец и Земан открыли в Москве выставку «Сокровища Пражского града»
В церемонии приняли участие зампредседателя Правительства РФ Ольга Голодец и Президент Чехии Милон Земан.
В Гильдии актеров кино соболезнуют в связи со смертью Годовикова
Директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина делилась своими воспоминаниями об актере Николае Годовикове, скончавшимся в Санкт-Петербурге.
Умер 96-летний джазовый музыкант Джон Хендрикс
Джазовый исполнитель Джон Хендрикс скончался в Нью-Йорке в возрасте 96 лет, сообщает The New York Times со ссылкой на его дочь Арью.
Озвучена последняя воля Николая Годовикова
Актер Николай Годовиков, скончавшийся 23 ноября в Санкт-Петербурге, завещал похоронить себя рядом с супругой на Южном кладбище города.
Телеканал «Царьград» прекращает вещание с 1 декабря
Телеканал «Царьград» в связи со сменой формата прекращает телевизионное вещание с 1 декабря. Об этом сообщает сайт самого телеканала.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика