lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 159


Ревет и жалостно других увещевает:

Вы сильны на земли, на казнь мою взирайте,

Судите праведно и бога почитайте.

 

Казалось бы, вопрос решен: сила без твердых нравственных оснований вредна для окружающих и к тому же саморазрушительна. Но Ломоносов в конце параграфа приводит последний пример на употребление присовокупления, который вызывает ощущение как раз незаконченности разговора, продолжения размышлений на тему уже в сознании слушателей: Между тем как они такими размышлениями себя беспокоили, ночь наступила и страх умножила. Иными словами, вопрос остается открытым для каждого слушателя и читателя, каждый должен сам найти свой ответ.

Вообще, с этической точки зрения вся Риторика ориентирована на пробуждение и обеспечение риторическим инструментарием индивидуального, самобытного начала в читателях, на привитие им потребности и вкуса к самостоятельному мышлению. Неудивительно поэтому, что и личность самого Ломоносова замечательно ярко запечатлелась на страницах Риторики. Здесь нашли свое отражение и научно-философские, и поэтические, и нравственные воззрения его, и даже его размышления и переживания в связи с злоключениями его личной судьбы. Вряд ли случайно завершается Риторика отрывком из Цицерона, в котором Ломоносов нашел выражение отчаяния, не однажды владевшего им во время борьбы с врагами русской науки в Академии, со своими врагами: Доносят те, которые в его пожитки нахально вступали; отвечает тот, кому они, кроме беды, ничего не оставили. Доносят те, которым принесло прибыль Росциева отца убиение; отвечает тот, кому отеческая смерть принесла не токмо плач и рыдание, но и крайнюю бедность. Доносят те, которые его самого умертвить весьма желали; отвечает тот который и перед суд сей пришел под охранением, чтобы здесь пред очами вашими убит не был. Наконец, доносят те, которым весь парод казни желает; отвечает тот, который от беззаконного их убийства один остался

Наивно было бы ставить знак равенства между подзащитным Цицерона Росцием и Ломоносовым, а также между его врагами и приспешниками Шумахера, но общее эмоциональное настроение приведенного отрывка как нельзя более точно соответствует переживаниям Ломоносова в трудные минуты обострения его поединка с противниками Истины.

Эта способность Ломоносова заимствовать свое у самых разных авторов и позволила ему создать совершенно самобытное произведение об ораторском искусстве, преследующее конкретные цели собственно русского культурного развития. Вся предшествующая мировая теоретическая традиция была приспособлена и подключена Ломоносовым к обслуживанию самобытно-русских культурных потребностей. Все, что Ломоносов слышал на занятиях у Порфирия Райского в Славяно-греко-латинской академии и Иоганна-Адольфа Гартмана 1680- 1744, профессора истории и красноречия в Марбургском университете, все, что он усвоил, читая Риторики Аристотеля, Квинтилиана 35-138, Логина ум. 273, Никола Коссена 1583- 1651, Франсуа Ипомея 1619-1673, Иоганна-Кристофа Готшеда 1700-1766, Феофана Прокоповича и других писателей, все это самым плодотворным образом было использовано Ломоносовым для создания отчетливо-индивидуального, новаторского руководства по красноречию, предназначенного не для узкого круга авторов, изощряющих свое формальное мастерство, а для широкой массы читателей, нуждающихся не столько в цеховых секретах риторических, сколько в общих указаниях на то какою должна быть новая русская речь, выражающая новый образ понятий, новое отношение к миру и человеку.

 

3

 

Бросая общий взгляд на итоги первого периода самостоятельной творческой деятельности Ломоносова, нельзя не прийти к выводу о том, что наиболее полно

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Медведева и Плющенко показали зажигательные танцы на японском ТВ
Российская фигуристка Евгения Медведева выступила на японском телевидении в образе персонажа аниме Сейлор Мун. Видео было опубликовано в Twitter Олимпийского комитета России. Отметим, что Медведева предстала в этом образе не в первый раз.
Глава ДНР Захарченко признал, что «Донбасс убить невозможно»
Глава ДНР Александр Захарченко посетил концерт, на котором выступил российский артист Иосиф Кобзон. Об этом сообщает "Донецкое агентство новостей". По его словам, за три года конфликта стало понятно, что "Донбасс убить невозможно".
«Классика на Дворцовой» собрала звезд мировой оперы
В честь Дня города на Дворцовой площади состоялось шоу «Классика на Дворцовой». Перед петербуржцами выступили солисты «Ла Скала», Королевского театра в Ковент-Гардене, Метрополитен-оперы, Венской государственной и Парижской оперы.
Гильдия театральных менеджеров заявила о давлении на Юрия Итина
Правление гильдии театральных менеджеров выразило обеспокоенность информационным давлением на Юрия Итина, экс-гендиректора "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова.
Юный пермяк может поехать на «Детское Евровидение»
У мамы Кирилла несколько судимостей, а отец оставил его. Победителей конкурса определяли зрители НТВ через СМС-голосование. Теперь Кирилл Есин поедет на отборочный тур конкурса «Детское Евровидение» в ноябре этого года.
Юные рязанки попали в национальный отбор «Детского Евровидения-2017»
Рязанская группа «Кудри» попала в национальный отбор «Детского Евровидения-2017». Об этом сообщается в сообществе коллектива "ВКонтакте".
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика