lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 160


созидательное качество его гения, нацеленность на универсальный подход к миру, а также взволнованное переживание красоты, стройности и познаваемости мира выразились в его поэзии. Причем здесь так же, как в естествознании открытие всеобщего закона природы и гуманитарных науках Риторика, этот период завершается грандиозным созданием в полном смысле слова конгениальным его научным трудам первой книгой Собрания разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова, вышедшей в 1751 году. Это именно книга, а не случайное собрание. Она не сложена, а сотворена как единое произведение, продуманное и выверенное в своих составляющих частях, пронизанное светом всепроникающей и всеобнимающей Идеи. Десять лет Ломоносов шел к этой книге. И вот как он шел к ней, мы теперь и попробуем проследить. Во- первых, это важно в связи с творческим путем самого Ломоносова. Во-вторых, это нужно сделать хотя бы потому, что в ту пору всеобщего увлечения стихотворством даже Елизавета Петровна грешила этим мало кто рассматривал поэзию как средство создания образа мира. Иными словами, подавляющее число пишущих, сочиняя стихи, мыслило в масштабах одного произведения. Мыслить в масштабах книги, в которой каждое произведение, кроме собственного смысла, имеет и дополнительный, в общем контексте, тогда еще не умели незначительные исключения будут оговорены ниже. Ломоносов и здесь выступил первопроходцем.

До сих пор, говоря о Ломоносовской поэзии, мы касались его стихотворений в основном постольку, поскольку они отражали поступательное движение его индивидуальности, то есть в основном по мере их написания. Теперь наступило время подытожить развитие некоторых настойчиво звучащих в ней мотивов, повторяющихся образов и попытаться дать им более или менее удовлетворительное истолкование.

Прежде всего наше внимание должен привлечь образ поэта, переходящий из стихотворения в стихотворение и меняющийся от стихотворения к стихотворению.

Первая же строка охтинской оды, с которой началась новая русская поэзия, вводит нас в эмоциональный мир поэта, подчиняет его энтузиастическому состоянию восторг внезапный ум пленил. И первое, что обращает на себя внимание уже в этой оде, всеприсутствие поэта в созданном мире и одновременно его как бы нездешняя природа. О нем можно сказать словами М. Ю. Лермонтова, что он именно как божий дух носился над толпой. Затем в Оде на прибытие Елизаветы Петровны 1742 его устами заговорит Бог, обращаясь к императрице: Мой образ чтят в Тебе народы. . . Потом в переложении 143-го псалма 1743 он уже будет беседовать с небесами на равных и своих врагов рассматривать как врагов самого Бога. В Утреннем и Вечернем размышлениях 1743 он окончательно утвердится в качестве посредника между небесами и землей. Теперь уже о нем можно сказать словами Д. В. Веневитинова, что он перед читателями является С дарами выспренних уроков, С глаголом неба на земле.

В Риторике выше уже говорилось об умении Ломоносова выбирать свое в наследии других поэтов содержатся еще два примера переложения из Овидия и Горация, не оставляющие никакого сомнения в том, что Ломоносов закрепляет за поэтом роль вестника боговдохновенных истин, что себя самого он считал прежде всего именно таким вестником, избранником, а не присяжным панегиристом царствующих особ. В 239, разъясняя, что он понимает под восхищением или восторгом, этой неотъемлемой чертой стихотворца, находящегося в высочайшем градусе творчества, Ломоносов пишет: Восхищение есть, когда сочинитель представляет себя как изумлена в мечтании, происходящем от весьма великого, нечаянного или странного и чрезъестественного дела. Сия фигура совокупляется почти всегда с вымыслом и больше употребительна у стихотворцев. . . В подтверждение этого он приводит следующий отрывок из Метаморфоз Овидия, говорящий сам за себя:

 

Устами движет Бог; я с ним начну вещать. Я тайности свои и небеса отверзу, Сведения ума священного открою. Я дело стану петь, неведомое прежним;

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Режиссером нового фильма о Джеймсе Бонде станет Кэри Фукунага
Кэри Фукунага станет режиссером нового фильма из цикла о Джеймсе Бонде. Съемки должны начаться в марте 2019 года.
Новая песня Эминема побила рекорд по просмотрам на YouTube за сутки
Новый трек Эминема "Killshot" за сутки собрал на YouTube более 38 миллионов просмотров, побив рекорд среди хип-хоп-композиций, сообщает Billboard.
Зак Лавин организовал в Чикаго специальный показ «Космического джема»
Атакующий защитник «Буллс» Зак Лавин организовал в Чикаго специальный показ знаменитого комедийного фильма 1996 года «Космический Джем» с Майклом Джорданом в главной роли.
Киркоров с Басковым извинились за клип «Ибица»
Артисты читают рэп в громоздких костюмах дизлайков и извиняются перед своими фанатками за клип «Ибица».
Умер выдающийся афроамериканский хореограф Артур Митчелл
Митчелл был первым афроамериканским солистом знаменитой балетной труппы «Нью-Йорк Сити балет». Хореографией он занялся в 1969 году.
В Русском музее покажут шедевры Кандинского, Шагала и Филонова
Наряду с работами Василия Кандинского, Марка Шагала и Павла Филонова, показаны менее известные работы их коллег из различных художественных объединений.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика