lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 160


созидательное качество его гения, нацеленность на универсальный подход к миру, а также взволнованное переживание красоты, стройности и познаваемости мира выразились в его поэзии. Причем здесь так же, как в естествознании открытие всеобщего закона природы и гуманитарных науках Риторика, этот период завершается грандиозным созданием в полном смысле слова конгениальным его научным трудам первой книгой Собрания разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова, вышедшей в 1751 году. Это именно книга, а не случайное собрание. Она не сложена, а сотворена как единое произведение, продуманное и выверенное в своих составляющих частях, пронизанное светом всепроникающей и всеобнимающей Идеи. Десять лет Ломоносов шел к этой книге. И вот как он шел к ней, мы теперь и попробуем проследить. Во- первых, это важно в связи с творческим путем самого Ломоносова. Во-вторых, это нужно сделать хотя бы потому, что в ту пору всеобщего увлечения стихотворством даже Елизавета Петровна грешила этим мало кто рассматривал поэзию как средство создания образа мира. Иными словами, подавляющее число пишущих, сочиняя стихи, мыслило в масштабах одного произведения. Мыслить в масштабах книги, в которой каждое произведение, кроме собственного смысла, имеет и дополнительный, в общем контексте, тогда еще не умели незначительные исключения будут оговорены ниже. Ломоносов и здесь выступил первопроходцем.

До сих пор, говоря о Ломоносовской поэзии, мы касались его стихотворений в основном постольку, поскольку они отражали поступательное движение его индивидуальности, то есть в основном по мере их написания. Теперь наступило время подытожить развитие некоторых настойчиво звучащих в ней мотивов, повторяющихся образов и попытаться дать им более или менее удовлетворительное истолкование.

Прежде всего наше внимание должен привлечь образ поэта, переходящий из стихотворения в стихотворение и меняющийся от стихотворения к стихотворению.

Первая же строка охтинской оды, с которой началась новая русская поэзия, вводит нас в эмоциональный мир поэта, подчиняет его энтузиастическому состоянию восторг внезапный ум пленил. И первое, что обращает на себя внимание уже в этой оде, всеприсутствие поэта в созданном мире и одновременно его как бы нездешняя природа. О нем можно сказать словами М. Ю. Лермонтова, что он именно как божий дух носился над толпой. Затем в Оде на прибытие Елизаветы Петровны 1742 его устами заговорит Бог, обращаясь к императрице: Мой образ чтят в Тебе народы. . . Потом в переложении 143-го псалма 1743 он уже будет беседовать с небесами на равных и своих врагов рассматривать как врагов самого Бога. В Утреннем и Вечернем размышлениях 1743 он окончательно утвердится в качестве посредника между небесами и землей. Теперь уже о нем можно сказать словами Д. В. Веневитинова, что он перед читателями является С дарами выспренних уроков, С глаголом неба на земле.

В Риторике выше уже говорилось об умении Ломоносова выбирать свое в наследии других поэтов содержатся еще два примера переложения из Овидия и Горация, не оставляющие никакого сомнения в том, что Ломоносов закрепляет за поэтом роль вестника боговдохновенных истин, что себя самого он считал прежде всего именно таким вестником, избранником, а не присяжным панегиристом царствующих особ. В 239, разъясняя, что он понимает под восхищением или восторгом, этой неотъемлемой чертой стихотворца, находящегося в высочайшем градусе творчества, Ломоносов пишет: Восхищение есть, когда сочинитель представляет себя как изумлена в мечтании, происходящем от весьма великого, нечаянного или странного и чрезъестественного дела. Сия фигура совокупляется почти всегда с вымыслом и больше употребительна у стихотворцев. . . В подтверждение этого он приводит следующий отрывок из Метаморфоз Овидия, говорящий сам за себя:

 

Устами движет Бог; я с ним начну вещать. Я тайности свои и небеса отверзу, Сведения ума священного открою. Я дело стану петь, неведомое прежним;

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Жертв схода ледника Колка вспоминают в Северной Осетии
Пятнадцать лет прошло в Северной Осетии со дня схода в Геналдонском ущелье ледника Колка.
Поклонская пояснила позицию «не смотрел, но осуждаю» из-за «Матильды»
Депутат Госдумы Наталья Поклонская объяснила свою позицию по вопросу «не смотрел, но осуждаю» относительно фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда».
В Новосибирске допремьерный показ «Матильды» состоится 22 сентября
Известно, что впервые жители и гости города смогут увидеть кинофильм 22 сентября в кинотеатре «Люксор».
Никас Сафронов напишет портрет Рустама Минниханова
На казанской выставке Никаса Сафронова представлено более ста работ - жанровые картины, лирические пейзажи, натюрморты и портреты.
В Саратове начинается новый театральный сезон
Саратовский Театр оперы и балета открывает свой новый сезон. Об этом сегодня журналистам объявил директор учреждения Алексей Комаров.
Нейромонах Феофан доказал, что Агутин поет вместо Варум
Нейромонах Феофан в своем интервью блогеру Юрию Дудю доказал, что Леонид Агутин поет песни своей жены Анжелики Варум вместо нее.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика