государственной
перспективе.
Ломоносов, как
никто, был
подготовлен к решению этой литературно-общественной задачи, ибо, как
никто, всесторонне
осмыслял сущность культурных преобразований Петра I. То, что это так, со
всей очевидностью подтверждает собрание сочинений, подготовленное им в 1751
году. В отличие от своих современников Ломоносов не просто собрал под одной
обложкой произведения, которые показались ему лучше других написанными или
более других подходящими для публикации именно в данный момент. Не это здесь
главное: Ломоносов делая не сборник, а книгу. Иными словами, такой
сборник, который
представляет собою единое произведение. Тут не только отбор, но и
расположение произведений важно, и Ломоносов проделал всю работу, необходимую
для создания именно Книги.
25 января 1751
года он написал,
а 9 февраля представил в Канцелярию доношении с просьбой издать его оды и
другие произведения: Намерен я все мои оды и некоторые другие мои сочинения
отдать в печать, для того что весьма много охотников, которые их
спрашивают. Для
того прилагаю при сем оных собрание и Канцелярию Академии наук прошу, чтоб
соблаговолено
было оные напечатать.
11 февраля было
принято
решение о напечатании од и других сочинений Ломоносова отдельной книгой. В
июле 1751 года Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова.
Книга первая было отпечатано в количестве 1325 экземпляров тираж по тем
временам просто огромный другого слова не подберешь.
Ломоносов не только собрал
воедино действительно лучшие на ту пору свои сочинения: он еще самым тщательным
образом продумал композицию всей книги которая была воспроизведена и во втором
прижизненном собрании Ломоносовских произведений.
Стихи были расположены по трем
разделам: I. Оды духовные,
П. Оды торжественные и похвальные, III. Надписи. Казалось бы: типичный
пример расположения по жанровому принципу. Внешне так оно и было. Однако
этому внешнему разделению у Ломоносова соответствуют своя, внутренняя иерархия
идей и свое, внутреннее их движение, придающее всем стихам, разбитым на три
части, характер единого произведения.
Ключевым разделом
книги стали Оды
духовные. Надо думать, не случайно именно о стихотворениях, вошедших в этот
раздел, А. С. Пушкин в целом строго, порою беспощадно, оценивавший
Ломоносовскую
поэзию писал: Слог его ровный, цветущий и живописный, замелет главное
достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого
слияния оного с языком простонародным. Вот почему приложения псалмов и другие
сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие
произведения. Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним
долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему. . .
В Оды духовные
вошли следующие
произведения в таком порядке: приложения псалмов
1, 14, 26, 34, 70, 143, 145,
Ода, выбранная ил Иова, Утреннее размышление о Божием Величестве, Вечернее
размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния. Этот
состав и эта последовательность не случайны. Ломоносов не включил сюда перевод
116-го псалма имеющийся в Риторике, а также поместил Оду, выбранную из Иова
вслед за псалмами в Библии книга Иова предшествует Псалтири. Если, кроме того,
учесть, что псалмы для перевода он выбирал в отличие от Сименона Полоцкого до
него, Тредиаковского и Сумарокова после него, которые переводили Псалтирь
целиком, и обратить внимание на характер Ломоносовских отступлений от
оригинала, то станет очевидной тщательная продуманность и отбора и расположения
материала, иными словами, принципиальная самостоятельность всего раздела Оды
духовные. Это нечто вроде пролога на небесах к земной миссии
поэта, просветительской
и гражданской, одействотворенной в Одах торжественных и похвальных, а так же
в Надписях. В известном смысле Оды духовные это пушкинский
Пророк, развернутый
на пространстве более чем в 700 строк. Впрочем, не будем забывать о том, что
Ломоносов создавал свои произведения за три четверти века до Пушкина. . .
Сюжет Од
духовных вследствие совершенно самостоятельного отбора и