переложение 14-го
псалма. На
первый взгляд в этом стихотворении не содержится ничего принципиально
нового. Действительно,
внешне 44-й псалом в переложении Ломоносова представляет собой дальнейшее
расширение и разработку в деталях этической платформы праведных, намеченной в
предыдущем стихотворении. Но из всех заповедей добродетельному
человеку, которые
перечислены здесь у Ломоносова, одна нуждается в комментарии. В четвертой
строфе поэт пишет, что праведник
Презирает
всех лукавых, Хвалит
вышнего рабов Я пред ним душою правых Держится присяжных слов.
В
двух последних строках
говорится о присяге Богу. В этом пункте своей нравственной программы
лирический герой Ломоносова оригинален. В подлиннике стоит следующее: Уничтожен
есть пред ним лукавнуяй, боящыя же яс господа славит; кленыйся ближнему
своему и не отметался.
Следующее стихотворение
цикла, переложение 26-го
псалма, открывает новую ступень в развитии лирического героя. Если до сих пор
стихия зла сохраняла лишь силу отрицательного примера, то теперь она
активизировалась: лирический герой выдерживает первую схватку с врагами и
побеждает их благодаря заступничеству Бога. Главная ценность этой победы, с
точки зрения лирического героя, состоит в том, что между ним и творцом
устанавливается двусторонняя духовная связь, и этим лишний раз подчеркивается
исключительность его положения в мире:
Ко свету
твоего лица Вперяю
взор душевный И от всещедрого Творца Приемлю луч вседневный.
Эта
строфа результат
оригинального творчества Ломоносова в подлиннике: Тебе Рече сердце мое: Господа
взыщу; взыска тебе лице мое; лица твоего, Господи, взыщу.
Выше уже
говорилось, что
лирический герой нетерпелив в желании видеть поспешны следствия своих добрых
дел. Теперь же, в положении Божьего избранника, он имеет моральное право
надеяться на большее:
Я чаю видеть
на земли
Всевышнего щедроты И не лишиться николи Владычная доброты.
Но, пожалуй, самое главное
здесь то, что эти надежды сопряжены с первыми сомнениями, колебаниями в его
душе. Только с этой точки зрения становится понятным истинный смысл обращений
к Богу:
Наставив, Господи, на путь
Святым твоим законом, Чтоб враг не мог поколебнуть Крепящегося в оном,
и к самому себе:
бедствием не
колеблись. Так, постепенно светлое настроение начала стихотворения
Господь, спаситель
мне и свет: Кого я убойся и атмосфера уверенности Хоть полк против меня
восстань сменяются ощущением непрочности одержанной