lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 173


Что я кругом объят бедой, Однако мысли не мятутся, Когда Господь заступник мой.

 

Самое представление о Боге-заступнике ассоциируется теперь с представлением о Боге-союзнике ср. в 3-й строфе этого же стихотворения: Поборник мне и Бог мой буди. . . .

В переложении 143- го псалма лирический герой уже с полным сознанием дистанции, отделяющей его от остальных людей, которые обречены на безвыходное вращение в кругу тщетных помыслов, призывает на землю не щедроту Бога, а грозу:

 

Да паки на земли явятся Твои ужасны чудеса.

 

Это требование второго пришествия показывает, что лирический герой окончательно уверовал в святую истинность своего дела. Обращаясь к Богу, он прямо требует: Рассыпь врагов твоих пределы. . .

Поэтому неудивительно, что интонация всего стихотворения поразительно спокойная, несмотря на традиционно мрачную тему.

В переложении 145- го псалма сведена воедино вся нравственная проблематика псаломской части цикла. Композиционно это стихотворение соотносится с переложением 1 го псалма, и его можно было бы рассматривать как очередную вариацию на тему о том, что Бог всенепременно должен покарать грешников. Однако отличие здесь есть, и отличие принципиальное: в этом стихотворении лирический герой Ломоносова впервые обращается не к Богу, а к людям, обращается как носитель высшей правды, как посредник между Богом и людьми:

 

Никто не уповай вовеки

На тщетна власть Князей земных:

Их те ж родили человека,

И нет спасения от них.

 

Переложением 145-го псалма завершается псаломская часть цикла. Новой фазе в развитии героя соответствует Ода, выбранная из Иова и два Размышления.

В Оде, выбранной из Иова, обнажающей онтологические глубины бытия, именно его устами вещает Божество. Ему же принадлежит практическая сентенция финала, обращенная к смертному:

 

В надежде тяготу сноси И без роптания проси.

 

Человек, который только ропщет в горести, не больше как простой смертный. Он необходимо и слепо должен подчиниться объективным следствиям своего собственного ограниченного представления о мире и его творце. Именно поэтому ропот его напрасен, бессмыслен, а удел его терпение. Творец требует и ждет от человека другого:

 

Яви премудрость ты свою.

 

Вот почему в контексте всего цикла Ода, выбранная из Иова как ни парадоксально такое заключение ориентирует на активное отношение к действительности. Ибо здесь пафос не в борьбе зла и добра, грешников и праведников, а в борьбе тьмы и света, незнания и знания.

Став носителем высшей истины, недоступной простым смертным, лирический герой не

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
«Интерфакс»: режиссера Красовского пригласили на допрос в полицию
Режиссера фильма «Праздник» про блокадный Ленинград Алексея Красовского пригласили на допрос к следователю управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Москвы, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник. С чем это связано, не уточняется.
Фильм «Праздник» о блокадном Ленинграде удалили с YouTube
Фильм "Праздник" Алексея Красовского удалили с YouTube за нарушение правил видеохостинга. Об этом режиссер сообщил на своей фейсбук-странице.
Умер пермский кинорежиссер Рашид Давлетшин
Скончался кинодокументалист из Перми Рашид Давлетшин. Об этом на своей странице в facebook сообщила режиссер Ольга Аверкиева. Рижессер скончался 19 января после продолжительной болезни в возрасте 63 лет.
«Броненосец Потемкин» возглавил топ-10 популярных на Западе фильмов
Как стало известно, эксперты назвали рейтинг самых популярных на Западе советских кинофильмов. Картины получили признание за границей. Самым титулованным отечественным фильмом посчитали «Броненосец Потёмкин».
Джесси Айзенберг покоряет Уолл-стрит в трейлере «Операции „Колибри“»
В центре сюжета ‒ история кузенов Винсента и Антона (Айзенберг и Скарсгард), живущих в мире высокочастотного трейдинга, где каждая миллисекунда может стоить миллиарды.
В Сети появился тизер ремейка «Кладбища домашних животных»
Paramount Pictures опубликовала трейлер ремейка экранизации романа Стивена Кинга «Кладбище домашних животных». В минувший четверг, 17 января, американская кинокомпания Paramount Pictures на своем официальном канале в YouTube опубликовала первый тизер ремейка «Кладбища домашних животных».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика