lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 173


Что я кругом объят бедой, Однако мысли не мятутся, Когда Господь заступник мой.

 

Самое представление о Боге-заступнике ассоциируется теперь с представлением о Боге-союзнике ср. в 3-й строфе этого же стихотворения: Поборник мне и Бог мой буди. . . .

В переложении 143- го псалма лирический герой уже с полным сознанием дистанции, отделяющей его от остальных людей, которые обречены на безвыходное вращение в кругу тщетных помыслов, призывает на землю не щедроту Бога, а грозу:

 

Да паки на земли явятся Твои ужасны чудеса.

 

Это требование второго пришествия показывает, что лирический герой окончательно уверовал в святую истинность своего дела. Обращаясь к Богу, он прямо требует: Рассыпь врагов твоих пределы. . .

Поэтому неудивительно, что интонация всего стихотворения поразительно спокойная, несмотря на традиционно мрачную тему.

В переложении 145- го псалма сведена воедино вся нравственная проблематика псаломской части цикла. Композиционно это стихотворение соотносится с переложением 1 го псалма, и его можно было бы рассматривать как очередную вариацию на тему о том, что Бог всенепременно должен покарать грешников. Однако отличие здесь есть, и отличие принципиальное: в этом стихотворении лирический герой Ломоносова впервые обращается не к Богу, а к людям, обращается как носитель высшей правды, как посредник между Богом и людьми:

 

Никто не уповай вовеки

На тщетна власть Князей земных:

Их те ж родили человека,

И нет спасения от них.

 

Переложением 145-го псалма завершается псаломская часть цикла. Новой фазе в развитии героя соответствует Ода, выбранная из Иова и два Размышления.

В Оде, выбранной из Иова, обнажающей онтологические глубины бытия, именно его устами вещает Божество. Ему же принадлежит практическая сентенция финала, обращенная к смертному:

 

В надежде тяготу сноси И без роптания проси.

 

Человек, который только ропщет в горести, не больше как простой смертный. Он необходимо и слепо должен подчиниться объективным следствиям своего собственного ограниченного представления о мире и его творце. Именно поэтому ропот его напрасен, бессмыслен, а удел его терпение. Творец требует и ждет от человека другого:

 

Яви премудрость ты свою.

 

Вот почему в контексте всего цикла Ода, выбранная из Иова как ни парадоксально такое заключение ориентирует на активное отношение к действительности. Ибо здесь пафос не в борьбе зла и добра, грешников и праведников, а в борьбе тьмы и света, незнания и знания.

Став носителем высшей истины, недоступной простым смертным, лирический герой не

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика