lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 173


Что я кругом объят бедой, Однако мысли не мятутся, Когда Господь заступник мой.

 

Самое представление о Боге-заступнике ассоциируется теперь с представлением о Боге-союзнике ср. в 3-й строфе этого же стихотворения: Поборник мне и Бог мой буди. . . .

В переложении 143- го псалма лирический герой уже с полным сознанием дистанции, отделяющей его от остальных людей, которые обречены на безвыходное вращение в кругу тщетных помыслов, призывает на землю не щедроту Бога, а грозу:

 

Да паки на земли явятся Твои ужасны чудеса.

 

Это требование второго пришествия показывает, что лирический герой окончательно уверовал в святую истинность своего дела. Обращаясь к Богу, он прямо требует: Рассыпь врагов твоих пределы. . .

Поэтому неудивительно, что интонация всего стихотворения поразительно спокойная, несмотря на традиционно мрачную тему.

В переложении 145- го псалма сведена воедино вся нравственная проблематика псаломской части цикла. Композиционно это стихотворение соотносится с переложением 1 го псалма, и его можно было бы рассматривать как очередную вариацию на тему о том, что Бог всенепременно должен покарать грешников. Однако отличие здесь есть, и отличие принципиальное: в этом стихотворении лирический герой Ломоносова впервые обращается не к Богу, а к людям, обращается как носитель высшей правды, как посредник между Богом и людьми:

 

Никто не уповай вовеки

На тщетна власть Князей земных:

Их те ж родили человека,

И нет спасения от них.

 

Переложением 145-го псалма завершается псаломская часть цикла. Новой фазе в развитии героя соответствует Ода, выбранная из Иова и два Размышления.

В Оде, выбранной из Иова, обнажающей онтологические глубины бытия, именно его устами вещает Божество. Ему же принадлежит практическая сентенция финала, обращенная к смертному:

 

В надежде тяготу сноси И без роптания проси.

 

Человек, который только ропщет в горести, не больше как простой смертный. Он необходимо и слепо должен подчиниться объективным следствиям своего собственного ограниченного представления о мире и его творце. Именно поэтому ропот его напрасен, бессмыслен, а удел его терпение. Творец требует и ждет от человека другого:

 

Яви премудрость ты свою.

 

Вот почему в контексте всего цикла Ода, выбранная из Иова как ни парадоксально такое заключение ориентирует на активное отношение к действительности. Ибо здесь пафос не в борьбе зла и добра, грешников и праведников, а в борьбе тьмы и света, незнания и знания.

Став носителем высшей истины, недоступной простым смертным, лирический герой не

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
У почтальона Печкина после 40 лет одиночества появится любимая женщина
У почтальона Печкина после 40 лет одиночества появится любимая женщина Создатели нового "Простоквашино" поделились неожиданными подробностями сюжета мультсериала.
YouTube заблокировал клип рэпера Хаски «Иуда»
Клип музыканта Дмитрия Кузнецова, известного под сценическим псевдонимом Хаски, больше не доступен на YouTube.
Умер сценарист вестерна «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид»
Господин Голдман наиболее известен в качестве автора сценария одного из самых известных вестернов «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», за который получил «Оскар».
Виктор Коротич стал лауреатом Национальной оперной премии «Онегин»
Оперный певец Виктор Коротич, дебютировавший на сцене театра «Зазеркалье» с партией Грязного в «Царской невесте», получил высшую награду – премию «Онегин».
Владимир Путин выступил на гала-открытии Культурного форума
Глава государства Владимир Путин прибыл в Петербург и выступил на гала-открытии VII Международного культурного форума.
Сиквел «Фантастических тварей» возглавил российский прокат
Фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» возглавил российский прокат, собрав 141 млн рублей в день премьеры.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика