lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 176


Сумарокова, указаниями. Вот почему для его сатирической поэзии было смерти подобно нежелание порочного общества менять свои привычки, и он как человек государственный готов был даже отказаться от нее, лишь бы только порок понес достойное наказание. И вот в тот самый момент, когда катастрофический разрыв между мечтою и реальностью становится для него очевидным то есть когда выяснялось, что его сатира утрачивает свои права над реальностью, мучительное переживание этого разрыва исторгало из его сердца поистине потрясающие стихи:

 

Грабители кричат: бранит он нас

Грабители, не трогаю я вас;

Не в злобе в ревности к отечеству дух стонет;

А вас и Ювенал сатирою не тронет.

Тому, кто вор,

Какой стихи укор

Ворам сатира то: веревка и топор.

 

Эти строки предвосхищающие пушкинские Бичи, темницы, топоры интересны тем, что Сумароков здесь свое понятие вещей и их отношений высказывает не косвенно, не от противного, а прямо, положительно. Общественно полезная рекомендация исходит в данном случае уже не от сатирического, а от лирического поэта. В связи с этим интересно напомнить, что почти все крупные русские сатирики XVIII века Кантемир, Сумароков, Фонвизин пережили в конце своего творческого пути тяжелейший духовный кризис, не в последнюю очередь связанный именно с односторонностью сатиры как средства художественного освоения действительности и воздействия на нее.

Вот почему выдающейся заслугой Ломоносова следует признать то, что именно он сделал лирику и оду как главный лирический жанр полномочной представительницей гражданственного начала, которое в поэзии XVIII века было неотделимо от начала государственного. Здесь так же, как и во всем, проявилась исключительная самостоятельность Ломоносова-поэта.

В западноевропейской поэзии XVII-XVIII веков ода занимала довольно скромное место. Гораздо более общественно ценным жанром считалась сатира так писал сам Никола Бухало в Поэтическом искусстве. В России автором сатир стал Кантемир, старательно следовавший в своем творчестве теоретическим заветам Бухало и его поэтической практике. Однако, будучи человеком выдающегося ума и яркой индивидуальности, Кантемир умел придать своим сатирам самобытный характер. Он выступал в них не только как гневный публицист, обличающий невежество и мракобесие, по и как знаток общественных нравов, незаурядный педагог, тонкий художник-психолог, искусный живописец людей порочных Жуковский. И все-таки сатира не стала в России тем, чем она была во Франции. Причин было несколько. Тут надо иметь в виду и то, что Кантемир даже после реформы Ломоносова Тредиаковского упорно писал свои произведения силлабическим стихом, и то, что дипломатическая служба увела его за пределы России, а следовательно, он был оторван от литературной и общественной жизни страны, и то, что сатиры его при жизни не были опубликованы, а распространялись в списках. Но главною причиной была русская действительность, которая властно требовала от поэтов не одной лишь дискредитации отрицательных сторон жизни, но и утверждения новых идеалов на расчищенном уже пространстве. Влияние Кантемира уничтожается Ломоносовым, совершенно точно замечено у Пушкина.

Первую в России оду в полном соответствии с западноевропейскими образцами написал Тредиаковский и здесь упредивший Ломоносова, но не победивший его. Вышла она отдельной книжкой в 1734 году и называлась Ода торжественная о сдаче города Гданьска. В ней Тредиаковский в качестве объекта для подражания выбрал оду Бухало па взятие Намюра, канонизированную в Западной Европе как непогрешимый образец

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Критики назвали не снявших ни одного плохого фильма режиссеров
Джей Джей Абрамс возглавил рейтинг лучших режиссеров, которые не сняли ни одного плохого фильма за свою карьеру.
«Лето» и «Довлатов» вошли в программу кинофестиваля в Карловых Варах
Российские картины «Подбросы» Ивана Твердовского, «Лето» Кирилла Серебренникова и «Довлатов» Алексея Германа – младшего попали в программу кинофестиваля в чешских Карловых Варах.
Райан Рейнольдс намекнул на полноценный фильм о Дэдпуле и Мстителях
Создатель фото обратился с вопросом к исполнителю роли Дедпула Райану Рейнольдсу и поинтересовался, возможно ли в будущем увидеть двух персонажей в одной киноленте.
«Танцы Минус» выступят на петербургской крыше
Концерт состоится в будущий четверг, 21 июня, в рамках Roof Music Fest - на крыше Roof Place по адресу Кожевенная линия, 30.
Терри Гиллиам лишился прав на свой новый фильм о Дон Кихоте
Терри Гиллиам проиграл в суде и потерял права на свой новый фильм "Человек, который убил Дон Кихота".
Скончался продюсер фильма «Лицо со шрамом» Мартин Бергман
На 93 году жизни в Америке умер кинопродюсер Мартин Брегман. Известность ему принесла работа с Аль Пачино над фильмом «Лицо со шрамом».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика