lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 176


Сумарокова, указаниями. Вот почему для его сатирической поэзии было смерти подобно нежелание порочного общества менять свои привычки, и он как человек государственный готов был даже отказаться от нее, лишь бы только порок понес достойное наказание. И вот в тот самый момент, когда катастрофический разрыв между мечтою и реальностью становится для него очевидным то есть когда выяснялось, что его сатира утрачивает свои права над реальностью, мучительное переживание этого разрыва исторгало из его сердца поистине потрясающие стихи:

 

Грабители кричат: бранит он нас

Грабители, не трогаю я вас;

Не в злобе в ревности к отечеству дух стонет;

А вас и Ювенал сатирою не тронет.

Тому, кто вор,

Какой стихи укор

Ворам сатира то: веревка и топор.

 

Эти строки предвосхищающие пушкинские Бичи, темницы, топоры интересны тем, что Сумароков здесь свое понятие вещей и их отношений высказывает не косвенно, не от противного, а прямо, положительно. Общественно полезная рекомендация исходит в данном случае уже не от сатирического, а от лирического поэта. В связи с этим интересно напомнить, что почти все крупные русские сатирики XVIII века Кантемир, Сумароков, Фонвизин пережили в конце своего творческого пути тяжелейший духовный кризис, не в последнюю очередь связанный именно с односторонностью сатиры как средства художественного освоения действительности и воздействия на нее.

Вот почему выдающейся заслугой Ломоносова следует признать то, что именно он сделал лирику и оду как главный лирический жанр полномочной представительницей гражданственного начала, которое в поэзии XVIII века было неотделимо от начала государственного. Здесь так же, как и во всем, проявилась исключительная самостоятельность Ломоносова-поэта.

В западноевропейской поэзии XVII-XVIII веков ода занимала довольно скромное место. Гораздо более общественно ценным жанром считалась сатира так писал сам Никола Бухало в Поэтическом искусстве. В России автором сатир стал Кантемир, старательно следовавший в своем творчестве теоретическим заветам Бухало и его поэтической практике. Однако, будучи человеком выдающегося ума и яркой индивидуальности, Кантемир умел придать своим сатирам самобытный характер. Он выступал в них не только как гневный публицист, обличающий невежество и мракобесие, по и как знаток общественных нравов, незаурядный педагог, тонкий художник-психолог, искусный живописец людей порочных Жуковский. И все-таки сатира не стала в России тем, чем она была во Франции. Причин было несколько. Тут надо иметь в виду и то, что Кантемир даже после реформы Ломоносова Тредиаковского упорно писал свои произведения силлабическим стихом, и то, что дипломатическая служба увела его за пределы России, а следовательно, он был оторван от литературной и общественной жизни страны, и то, что сатиры его при жизни не были опубликованы, а распространялись в списках. Но главною причиной была русская действительность, которая властно требовала от поэтов не одной лишь дискредитации отрицательных сторон жизни, но и утверждения новых идеалов на расчищенном уже пространстве. Влияние Кантемира уничтожается Ломоносовым, совершенно точно замечено у Пушкина.

Первую в России оду в полном соответствии с западноевропейскими образцами написал Тредиаковский и здесь упредивший Ломоносова, но не победивший его. Вышла она отдельной книжкой в 1734 году и называлась Ода торжественная о сдаче города Гданьска. В ней Тредиаковский в качестве объекта для подражания выбрал оду Бухало па взятие Намюра, канонизированную в Западной Европе как непогрешимый образец

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
В Якутии готовят особый «Оскар» для создателей «Игры престолов»
Изготовит якутский народный «Оскар» для создателей «Игры престолов» будет скульптор Николай Чоччасов. Как сообщало ИА REGNUM, в 2016 году Николай Чоччасов изготовил якутский «Оскар» для Леонардо Ди Каприо, статуэтку назвали «Говорящий со звёздами».
Умер актер из «Клана Сопрано» Винни Велла
Отмечается, что прощание и похороны актера состоятся в Нью-Йорке в понедельник, 25 февраля. Винни Велла родился 11 января 1947 года в Нью-Йорке. Он сыграл в таких фильмах, как «Казино», «Ирландец», «Кофе и сигареты», «Пес-призрак: Путь самурая», а также в сериалах «Клан Сопрано» и «Закон и порядок».
В Александринском театре представят «Рождение Сталина»
Спектакль «Рождение Сталина», над которым работал режиссер, худрук театра и народный артист России Валерий Фокин, впервые для зрителей покажут уже сегодня, 22 февраля. Сам создатель новой постановки признается, что идея родилась еще три года назад.
Скончался гитарист The Monkees Питер Торк
Ушел из жизни музыкант, экс-гитарист музыкального коллектива The Monkees Питер Торк.
Минкульт проведет аудит кинофестивалей
Замглавы ведомства пояснил, что в министерстве ждут предложений от кинокомпаний-лидеров. Минкульт требует, чтобы аудитория кино расширялась, фестивали были известны и находили своего зрителя.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика