lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 176


Сумарокова, указаниями. Вот почему для его сатирической поэзии было смерти подобно нежелание порочного общества менять свои привычки, и он как человек государственный готов был даже отказаться от нее, лишь бы только порок понес достойное наказание. И вот в тот самый момент, когда катастрофический разрыв между мечтою и реальностью становится для него очевидным то есть когда выяснялось, что его сатира утрачивает свои права над реальностью, мучительное переживание этого разрыва исторгало из его сердца поистине потрясающие стихи:

 

Грабители кричат: бранит он нас

Грабители, не трогаю я вас;

Не в злобе в ревности к отечеству дух стонет;

А вас и Ювенал сатирою не тронет.

Тому, кто вор,

Какой стихи укор

Ворам сатира то: веревка и топор.

 

Эти строки предвосхищающие пушкинские Бичи, темницы, топоры интересны тем, что Сумароков здесь свое понятие вещей и их отношений высказывает не косвенно, не от противного, а прямо, положительно. Общественно полезная рекомендация исходит в данном случае уже не от сатирического, а от лирического поэта. В связи с этим интересно напомнить, что почти все крупные русские сатирики XVIII века Кантемир, Сумароков, Фонвизин пережили в конце своего творческого пути тяжелейший духовный кризис, не в последнюю очередь связанный именно с односторонностью сатиры как средства художественного освоения действительности и воздействия на нее.

Вот почему выдающейся заслугой Ломоносова следует признать то, что именно он сделал лирику и оду как главный лирический жанр полномочной представительницей гражданственного начала, которое в поэзии XVIII века было неотделимо от начала государственного. Здесь так же, как и во всем, проявилась исключительная самостоятельность Ломоносова-поэта.

В западноевропейской поэзии XVII-XVIII веков ода занимала довольно скромное место. Гораздо более общественно ценным жанром считалась сатира так писал сам Никола Бухало в Поэтическом искусстве. В России автором сатир стал Кантемир, старательно следовавший в своем творчестве теоретическим заветам Бухало и его поэтической практике. Однако, будучи человеком выдающегося ума и яркой индивидуальности, Кантемир умел придать своим сатирам самобытный характер. Он выступал в них не только как гневный публицист, обличающий невежество и мракобесие, по и как знаток общественных нравов, незаурядный педагог, тонкий художник-психолог, искусный живописец людей порочных Жуковский. И все-таки сатира не стала в России тем, чем она была во Франции. Причин было несколько. Тут надо иметь в виду и то, что Кантемир даже после реформы Ломоносова Тредиаковского упорно писал свои произведения силлабическим стихом, и то, что дипломатическая служба увела его за пределы России, а следовательно, он был оторван от литературной и общественной жизни страны, и то, что сатиры его при жизни не были опубликованы, а распространялись в списках. Но главною причиной была русская действительность, которая властно требовала от поэтов не одной лишь дискредитации отрицательных сторон жизни, но и утверждения новых идеалов на расчищенном уже пространстве. Влияние Кантемира уничтожается Ломоносовым, совершенно точно замечено у Пушкина.

Первую в России оду в полном соответствии с западноевропейскими образцами написал Тредиаковский и здесь упредивший Ломоносова, но не победивший его. Вышла она отдельной книжкой в 1734 году и называлась Ода торжественная о сдаче города Гданьска. В ней Тредиаковский в качестве объекта для подражания выбрал оду Бухало па взятие Намюра, канонизированную в Западной Европе как непогрешимый образец

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Марк Захаров сообщил о письме режиссеров в защиту «Седьмой студии»
Художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров сообщил, что он и ряд руководителей других московских театров подписали обращение к главе СКР Александру Бастрыкину с просьбой изменить меру пресечения фигурантам дела "Седьмой студии".
Первой сказке о Гарри Поттере исполняется 20 лет
Первой сказке о Гарри Поттере исполняется 20 лет, сообщает "Би-би-си". 26 июня 1997 года лондонское издательство Bloomsbury выпустило книгу Джоан Роулинг "Гарри Поттер и философский камень". К настоящему времени в мире продано более 450 млн экземпляров всех семи частей поттерианы.
Рустам Минниханов и Анатолий Чубайс в Казани откроют завод в Химграде
Вместе с Анатолием Чубайсом Рустам Минниханов откроет завод на территории технополиса "Химград" по производству нанокомпозитных растворов ООО "ТАТ-Адвенира", которое является дочерней структурой американской компании "Advenira Enterprises Inc".
Ульяновцы отметят день рождения «Аквамолла» под песни группы «Градусы»
22 июля торговый комплекс "Аквамолл" отметит свое пятилетие. По традиции очередной день рождения пройдет с размахом, в том числе и с приглашенными звездами.
В Барнауле скончался заслуженный художник России Леопольд Цесюлевич
В Барнауле 24 июня скончался заслуженный художник России Леопольд Романович Цесюлевич. Творчество Леопольда Романовича — уникальное явление художественной жизни не только Алтайского края, но и всей России.
Внук Чарли Чаплина выступит на Чеховском фестивале в Москве
На XIII Международном театральном фестивале имени Чехова выступит внук легендарного актера Чарли Чаплина. Акробат, мим и поэт Джеймс Терье привезет в Москву пьесу «Лягушка без права».
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика