lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 176


Сумарокова, указаниями. Вот почему для его сатирической поэзии было смерти подобно нежелание порочного общества менять свои привычки, и он как человек государственный готов был даже отказаться от нее, лишь бы только порок понес достойное наказание. И вот в тот самый момент, когда катастрофический разрыв между мечтою и реальностью становится для него очевидным то есть когда выяснялось, что его сатира утрачивает свои права над реальностью, мучительное переживание этого разрыва исторгало из его сердца поистине потрясающие стихи:

 

Грабители кричат: бранит он нас

Грабители, не трогаю я вас;

Не в злобе в ревности к отечеству дух стонет;

А вас и Ювенал сатирою не тронет.

Тому, кто вор,

Какой стихи укор

Ворам сатира то: веревка и топор.

 

Эти строки предвосхищающие пушкинские Бичи, темницы, топоры интересны тем, что Сумароков здесь свое понятие вещей и их отношений высказывает не косвенно, не от противного, а прямо, положительно. Общественно полезная рекомендация исходит в данном случае уже не от сатирического, а от лирического поэта. В связи с этим интересно напомнить, что почти все крупные русские сатирики XVIII века Кантемир, Сумароков, Фонвизин пережили в конце своего творческого пути тяжелейший духовный кризис, не в последнюю очередь связанный именно с односторонностью сатиры как средства художественного освоения действительности и воздействия на нее.

Вот почему выдающейся заслугой Ломоносова следует признать то, что именно он сделал лирику и оду как главный лирический жанр полномочной представительницей гражданственного начала, которое в поэзии XVIII века было неотделимо от начала государственного. Здесь так же, как и во всем, проявилась исключительная самостоятельность Ломоносова-поэта.

В западноевропейской поэзии XVII-XVIII веков ода занимала довольно скромное место. Гораздо более общественно ценным жанром считалась сатира так писал сам Никола Бухало в Поэтическом искусстве. В России автором сатир стал Кантемир, старательно следовавший в своем творчестве теоретическим заветам Бухало и его поэтической практике. Однако, будучи человеком выдающегося ума и яркой индивидуальности, Кантемир умел придать своим сатирам самобытный характер. Он выступал в них не только как гневный публицист, обличающий невежество и мракобесие, по и как знаток общественных нравов, незаурядный педагог, тонкий художник-психолог, искусный живописец людей порочных Жуковский. И все-таки сатира не стала в России тем, чем она была во Франции. Причин было несколько. Тут надо иметь в виду и то, что Кантемир даже после реформы Ломоносова Тредиаковского упорно писал свои произведения силлабическим стихом, и то, что дипломатическая служба увела его за пределы России, а следовательно, он был оторван от литературной и общественной жизни страны, и то, что сатиры его при жизни не были опубликованы, а распространялись в списках. Но главною причиной была русская действительность, которая властно требовала от поэтов не одной лишь дискредитации отрицательных сторон жизни, но и утверждения новых идеалов на расчищенном уже пространстве. Влияние Кантемира уничтожается Ломоносовым, совершенно точно замечено у Пушкина.

Первую в России оду в полном соответствии с западноевропейскими образцами написал Тредиаковский и здесь упредивший Ломоносова, но не победивший его. Вышла она отдельной книжкой в 1734 году и называлась Ода торжественная о сдаче города Гданьска. В ней Тредиаковский в качестве объекта для подражания выбрал оду Бухало па взятие Намюра, канонизированную в Западной Европе как непогрешимый образец

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Самойлова впервые выступила после запрета участвовать в «Евровидении»
Певица спела в зале церковных соборов храма Христа Спасителя Певица Юлия Самойлова впервые после запрета участвовать в "Евровидении-2017" выступила публично на Пасхальном концерте в храме Христа Спасителя.
Известная художница Александра Сайкина скончалась в Нижнем Новгороде
Как сообщает пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области, одна из известнейших нижегородских художников - живописцев, Народный художник РФ, Лауреат премии Нижнего Новгорода, ветеран тыла, скончалась на 92-м году жизни.
Минкультуры займётся созданием единого ресурса по грантам для театров
Председатель Правительства Дмитрий Медведев направил в Минкультуры поручение заняться разработкой единого ресурса по выделению грантовой поддержки театрам, сообщает ТАСС.
Детские театры по всей России получат 300 млн рублей в 2017 году
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал проект, посвященный театрам для детей, и сообщил, что в этом году на эти цели будет выделено 300 млн рублей.
Вывеска спектакля «Холокост-кабаре» в Киеве возмутила еврейскую общину
Спектакль "Суд над Джоном Демьянюком: Холокост-Кабаре" независимого театра "Мизантроп" о суде над Иваном Демьянюком, работавшим на нацистов в годы Второй Мировой, оказался в центре скандала из-за вывески с рекламой.
Актеры из «Игры престолов» станут самыми высокооплачиваемыми в мире
Пять артистов, исполнивших главные роли в американском сериале «Игра Престолов», получат по 2 млн фунтов стерлингов за каждую серию заключительного седьмого сезона. Это сделает их самыми высокооплачиваемыми актерами за всю историю телевидения.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика