lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 177


хвалебного жанра. Вот что писал Василий Кириллович по этому поводу: Признаюсь необыкновенно, сия самая ода подала мне весь план к сочинению моею о сдаче города Гданеза; а много я в той взял и изображений, да и не весьма тщился, чтоб мою так отличить, дабы никто не знал: я еще ставлю себе в некоторый род чести, что возмог несколько уподобиться в моей столь громкому и великолепному произведению. . . Что ж до моею, коль я ни тщился, однако, ведая мое бессилие, не уповаю, чтоб она столько ж сильно была сочинена, сколько Боалова, которой моя есть подражание. Довольно с меня и того, что я несколько возмог оной последовать.

При таком подходе наши поэты вряд ли когда-нибудь решили бы задачу создания новой лирической формы, в которой можно было бы отлить положительные идеалы новой русской жизни. Необходима была самобытная практическая разработка этой проблемы, что и сделал Ломоносов.

Не менее Тредиаковского начитанный в западноевропейской поэзии, Ломоносов не пошел по пути рабского подражания: он привлек к рассмотрению и отечественную традицию хвалебной, так называемой панегирической, поэзии XVII Сименон Полоцкий и XVIII веков Феофан Прокопович. Но гораздо важнее было то, что Ломоносов во главу угла поставил не умозрительные рассуждения в чем и кому подражать, что и у кого заимствовать, что привнести от себя и т. п. , а ту сумму новых идей, творцом и выразителем которых он по праву себя считал. Именно это новое содержание, которое нес Ломоносов, само нашло свою форму, а встречающиеся в Ломоносовских одах переклички с одами французскими и немецкими, с русскими панегириками отразились уже задним числом.

Итак, в собрании сочинений 1751 года торжественные и похвальные оды Ломоносова впервые были сведены им воедино. Вначале шли оды, посвященные Елизавете 1742, две 1746, 1747, 1748, 1751 гг. , затем оды, обращенные к Петру Федоровичу 1742, 1743, ода на бракосочетание его с Екатериной Алексеевной 1745, и завершалась вторая часть Одой на взятие Хотина 1739. Конечно, такое расположение было продиктовано соображениями придворного этикета, а не поэтической композиции. И все-таки удивительно: как удачно внешняя логика совпала здесь с логикой внутренней Ведь вся эта часть собрания сочинений оказывается как бы объятой двумя программными произведениями Ломоносова одой к Елизавете 1742 года и охтинской одой, о которых было уже достаточно говорено выше. В сущности, здесь все идейное и гражданское содержание, весь художественный мир этой части вращается вокруг оси, проходящей между этими двумя полюсами.

Образ огромной страны заполняет собою все поэтическое пространство торжественных и похвальных од. Россия у Ломоносова

 

В полях, исполненных плодами, Где Волга, Днепр, Нева и Дон, Своими чистыми струями Шумя, стадам наводят сон, Садит и ноги простирает На степь, где Хину отделяет Пространная стена от нас; Веселый взор свой обращает И вкруг довольства исчисляет, Возлегши локтем на Кавказ.

 

Это страна нетронутых девственных лесов, неиспользованных природных ископаемых, полная всевозможных богатств:

 

Коль много смертным неизвестны Творит натура чудеса,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика