И тучи с
тучами спирались, И
устремлялся гром на гром, И что надуты вод громады Текли покрыть пространны
грады, Сравнить хребты гор с влажным дном.
Воцарение Елизаветы, положившее
конец оному ужасу, вселило уверенность и бодрость духа в русские
сердца. Теперь
по отношению к враждебным России силам опять-таки ассоциирующимся с водной
стихией патриоты настроены на активную, более того отрадную борьбу. Сознание,
что теперь эти силы в принципе могут быть подчинены России, наполняет сердце
поэта радостью и благодарностью виновнице счастливых перемен Елизавете:
Твои щедроты
ободряют Наш дух
и к бегу устремляют, Как в пинт пловца способный втер Чрез яры волны порывает;
Он брег с весельем оставляет; Летит корма меж водных недр.
Что же касается самого образа
России и ее монархини, которая выступает в одах Ломоносова последовательной
защитницей патриотических интересов, то здесь мы находим поистине
ослепительный ряд метафор, построенных на ассоциациях с
огнем, светом, сиянием,
блеском и т. п. Обращаясь к Елизавете, Ломоносов пишет:
Заря багряною
рукою От
утренних спокойных вод Выводит с солнцем за собою Твоей державы новый год.
Блеснула на
российском троне
Яснее дняЕлисавет. . . Российское Солнце на восходе В сей обще вожделенный
день Прогнало в ревностном народе И ночи и печали тень.
Божественно лице
сияет Ко мне и сердце озаряет Блистающим лучам щедрот. , и т. д.
Пристрастие Ломоносова к
образам огня и солнца заставляет вспомнить русские фольклорные традиции. Народ
в своих песнях, былинах, сказках, поверьях отводил солнцу небесному огню
исключительное место. Причем в народном творчестве дневное светило, как
правило, является не только подателем жизни и всевозможных земных благ, но и
карателем
всякого зла, то есть по первоначальному воззрению карателем нечистой силы
мрака и холода, а потом и
нравственного зла неправды и нечестия. Аналогичное отношение к
огненному началу мира встречаем и у Ломоносова. Россия в оде 1748 года
говорит:
7 Афанасьев А. Поэтические
воззрения славян на природу, т. 1. М, 1865, с. 68.